Положение
о школьной форме и внешнем виде обучающегося
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» ст. 28, п. 18, Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Уставом
школы, Приказом Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской
Республики от 2 августа 2013 г. N 862 "Об установлении требований к
школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской
Республики,
в соответствии с национальным стандартом Российской
Федерации ГОСТ Р 71582-2024 "Одежда обучающихся (школьная форма), в
МКОУ СОШ №3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек вводится школьная форма.
1.2. Настоящее Положение является локальным актом школы и обязательно
для выполнения сотрудниками, обучающимися и их родителями (лицами их
заменяющими).
1.3. Настоящим Положением устанавливается определение школьной формы
как одного из способов создания деловой атмосферы, необходимой для
учебных занятий.
1.4. Школьная форма приобретается родителями в магазинах, либо шьется в
соответствии с предложенным описанием.
1.5. Настоящее Положение вступает в силу с 12.09.2025 года.
1.6. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения Совета
обучающихся школы (протокол от 10.09.2025. г. № 1) и Совета родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации
(протокол от 10.09.2025 г. № 1) .
2. Функции школьной формы
2.1.
Обеспечение
нормального
функционирования
всех
структурных
компонентов учебно–воспитательного процесса на весь учебный период.
2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе, согласно Правил
внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.
2.3. Устранение различий в одежде детей вне зависимости от материального и
социального, религиозного положения.
2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.
2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.
2.6. Формирование и развитие эстетического вкуса, культуры одежды.
3. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся
3.1. Школьная форма должна носить светской характер, быть эстетичной,
не должна содержать символику асоциальных несформальных молодежных
объединений, а также символику, пропагандирующyю противоправное
поведение. Школьную форму рекомендуется изготавливать в деловом стиле.
Покрой изделий должен обеспечивать удобство школьной формы для
обучающегося в статике и динамике.
3.2. Школьная форма может иметь отличительные знаки, используемые в
образовательной организации: эмблемы, нашивки, фурнитуру с символикой,
тесьму со шрифто-графическими элементами и прочие декоративные
элементы.
3.3. Фурнитура, используемая в школьной форме, преимущественно должна
быть функциональной (для застегивания, регулирования длины/ширины и
т.п.). Фурнитура не должна содержать острых кромок. Не рекомендуется
применять массивную металлическую фурнитуру, а также крючки, клепки и
иную навесную фурнитуру с выступающими краями.
3.4. Школьная форма должна соответствовать требованиям настоящего
стандарта и изготавливаться по документам изготовителя с соблюдением
требований.
Требования к показателям гигроскопичности, воздухопроницаемости и
содержании свободного формальдегида приведены в таблице 2.
Требования к физико-механическим показателям приведены в таблице
3.
Требования к устойчивости окраски приведены в таблице 4.
Таблица2
Наименование показателя
Гигроскопичность, %, не менее:
изделия без подкладки
материалы верха изделий с подкладкой, в
которых подкладка занимает менее 40 %
площади изделия
материалы верха изделий с подкладкой, в
которых подкладка занимает не менее 40 %
площади изделия
материалы подкладки
Значение показателя
Оптимальное
9 для школьной
группы (7 для
подростковой
группы)
Допустимое
7 для школьной
группы1)
(4 для подростковой
группы)2)
7
—
7
6
Значение показателя
Наименование показателя
Оптимальное Допустимое
Воздухопроницаемость, дмЗ/м2с, не менее:
изделия без подкладки
1003
материалы верха изделий, в которых подкладка занимает
40
—
менее 40 % площади изделия
материалы верха изделий с подкладкой, в которых
подкладка занимает не менее 40 % площади изделия
70
материалы подкладки
Содержание свободного формальдегида, мкг/г, не более
75
Допускается не менее 4 % для трикотажных изделий.
Допускается не менее 2 % для трикотажных изделий.
Допускается не менее 70 дмЗ/м2с для фланели, бумазеи, футерованных (ворсованных)
трикотажных полотен, материалов с вложением полиуретановых нитей и не менее 50
дмЗ/м2с — для джинсовых и вельветовых тканей.
Примечания
Показатель «гигроскопичность» не определяют для отделочных деталей и материалов для
изготов-ления отделочных деталей, не имеющих непосредственного контакта или имеющих
ограниченный контакт (до 10 % площади верха изделия) с кожей пользователя.
Показатель «воздухопроницаемость» не определяют в изделиях:
со структурой материала, предполагающей высокую воздухопроницаемость (с рыхлым
плетением, ажурная);
из материалов с допустимыми значениями показателей, в которых конструкция изделий
предполагает высокую воздухопроницаемость (сарафаны, юбки, жилеты, шорты).
Таблица 3
Наименование показателя
Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50 • 200
мм, Н, не менее:
Значение показателя
Оптимальное
Допустимое
- сорочечные и блузочные ткани:
- по основе
300
200
- по утку
- плательные, плательно-костюмные и костюмные
ткани:
- по основе
700
400
500
з00
- по утку
- подкладочные ткани:
- по основе
200
160
- по утку
80
Разрывная нагрузка трикотажных полотен (в т.
ч. для подкладки) по петельным столбикам, Н,
не менее
Стойкость к пиллингу, балл, не менее:
4
4
Стойкость к ворсистости, балл, не менее:
Стойкость к свойлачиванию, балл, не менее:
4
Стойкость к истиранию, цикл,не менее:
400
- сорочечные и блузочные ткани
- плательные, плательно- костюмные и костюмные
3000
2000
ткани
800
- подкладочные ткани
50
- трикотажные полотна с поверхностной плотностью
150
не более 250 г/м2
- трикотажные полотна с поверхностной плотностью
свыше 250 г/м2
Стойкость к раздвигаемости нитей в подкладочной ткани, Н (кгс, не менее 11,76 (1,2)
Изменение размеров после пяти циклов стирки и сушки, % не более:
- ткани ( по основе и утку)
+ (-) 3,0
- трикотажные полотна ( по длине и ширине)
+ (-) 6,0
Несминаемость ( кроме чистошерстяных, шерстяных и полушерстяных тканей) , не менее:
- сорочечные и блузочные ткани
45
- плательные, плательно-костюмные и костюмные ткани
55
Коэффициент сминаемости (чистошерстяных, шерстяных
и полушерстяных тканей) не более
0,3
Таблица 4
Наименова
ние
стирка № 1
Устойчивость окраски, баллы, не менее, воздействию
пота
глажения
текстильно
го
материала
изменен
ие
первона
чальной
окраски
закрашива
ние
смежной
ткани
изменение
первоначаль
ной окраски
закрашива
ние
смежной
ткани
сухого
трения
дистили
рованно
й воды
изменени
е
первонач
альной
окраски
закраш
ивание
смежно
й ткани
изменение
первонача
льной
окраски
органи
ческих
раство
рителе
й
закра
шиван
ие
смежн
ой
ткани
4
сорочечные
4
4
4
4
4
4
и
блузочные
ткани
плательные
4
3
4
4
3
4
4
,
плательнокостюмные
и
костюмные
ткани
изделий
без
подкладки
и изделий,
в которых
подкладка
занимает
менее 40%
площади
изделия
плательные
4
3
4
3
3
3
4
4
,
плательнокостюмные
и
костюмные
ткани для
изготовлен
ия изделий
с
подкладкой
в которых
подкладка
занимает
менее 40%
площади
изделия
трикотажн
4
3
4
4
3
3
4
4
ые полотна
материалы
4
4
4
4
4
4
4
подкладки
Примечание:
1.Для чистошерстяных, шерстяных и полушерстяных тканей не оценивается изменение первоначальной
окраски и окрашивание смежной ткани после воздействия стирки.
2. Для чистошерстяных, шерстяных и полушерстяных тканей не оценивается закрашивание смежной ткани
после воздействия пота.
3.5. Фактические значения основных линейных измерений изделий
должны соответствовать размерным признакам типовой фигуры, указанной в
маркировке изделий и документе, в соответствии с которым оно изготовлено,
с учетом конструктивных прибавок и технологических припусков.
Отклонение
фактического значения
массовой доли ( процентного
содержания) сырья в материале верха и подкладки изделия не должно
превышать +(-) 5% от указанной в маркировке.
3.6. Виды и параметры стежков, строчек и швов должны соответствовать
требованиям ГОС 26115.
3.7. Стиль одежды - деловой, классический, современный, строгий.
3.8. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и
спортивную.
3.8.1. Повседневная форма:
- для мальчиков и юношей - брюки классического покроя, пиджак или
жилет нейтральных цветов (серых, черных); однотонная сорочка
сочетающейся цветовой гаммы; аксессуары (галстук, поясной ремень);
- для девочек и девушек - жакет, жилет, юбка или сарафан нейтральных
цветов или неярких оттенков серого, черного; брюки классического покроя
серого, черного цвета; непрозрачная блузка (длиной ниже талии)
сочетающейся цветовой гаммы; (рекомендуемая длина сарафанов и юбок: не
выше 10 см от верхней границы колена и не ниже середины голени).
В холодное время года допускается ношение обучающимися джемперов,
свитеров и пуловеров сочетающейся цветовой гаммы.
3.8.2. Парадная школьная форма используется обучающимися в дни
проведения праздников и торжественных линеек. Для мальчиков и
юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной
одежды, дополненной белой сорочкой. Для девочек и девушек парадная
школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной
белой непрозрачной блузкой (длиной ниже талии).
3.8.3. Спортивная форма.
Спортивная школьная одежда должна соответствовать погоде и месту
проведения физкультурных занятий.
- Для занятий в спортивном зале: спортивная футболка однотонного
цвета (цвет футболки определяет классный коллектив), спортивные брюки
(шорты) черного цвета, спортивный костюм, спортивная обувь (кеды,
кроссовки) с нескользкой подошвой.
- Для занятий на улице: спортивные костюм, спортивная обувь (кеды,
кроссовки).
3.9. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе
нормам делового стиля и носить светский характер.
Обучающимся запрещается появляться в образовательном учреждении
с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в
яркие неестественные оттенки, с ярким маникюром и макияжем, с пирсингом.
4. Права, обязанности и ответственность
4.1. Учащийся и родители имеет право:
- выбирать школьную форму в соответствии с предложенными
вариантами.
4.2. Учащиеся обязаны:
- носить повседневную школьную форму ежедневно;
- спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с
собой;
- в дни проведения торжественных линеек, праздников школьники
надевают парадную форму;
- одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной.
- бережно относиться к форме других учащихся школы.
4.3. Учащимся запрещено:
4.3.1. Приходить на учебные занятия без школьной формы.
4.3.2. Носить одежды:
- ярких цветов и оттенков;
- майки, топики, шорты, джинсы;
- блузы с глубоким вырезом;
- с символикой асоциальных неформальных молодежных
объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и
противоправное поведение;
- брюк, юбок с заниженной талией и (или) высокими разрезами;
- прозрачную и яркую одежду с декоративными деталями в виде
заплат, с порывами ткани, с надписями и изображениями;
- головных уборов в помещениях образовательных учреждений;
- пляжной обуви, массивной обуви на толстой платформе, вечерних
туфель и туфель на высоком каблуке (более 7 см), кеды или другую
спортивную обувь, шлепанцы.
4.3.4. Аксессуары, массивные украшения (бусы, броши, серьги, кольца,
ремни с массивными пряжками) в школу носить запрещено.
4.3.5. Маникюр ярких экстравагантных тонов (синий, зеленый, черный
и т.п.);
- маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы);
- вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных
цветов.
5. Ответственность
5.1. В случае, если учащийся пришел в школу без школьной формы, по
требованию дежурного администратора (учителя, классного руководителя) он
должен написать объяснительную.
5.2. Учащийся без школьной формы на занятия допускается, но при этом
предоставляет
дежурному
администратору
(учителю,
классному
руководителю) дневник, в котором уполномоченное лицо делает запись для
родителей с предупреждением о том, чтобы родители приняли
соответствующие меры, т.е. обеспечили приход в школу своего ребенка в
школьной форме.
5.3. Если нарушения со стороны учащегося повторяются, то классный
руководитель вызывает родителей для подробных и повторных инструкций
по соблюдению учащимися, установленными настоящим положением
требованиями к школьной форме и внешнему виду школьников.
6. Права родителей
Родители имеют право:
6.1. Обсуждать на родительских комитетах класса и школы вопросы,
имеющие отношение к школьной форме, выносить на рассмотрение
Управляющего совета предложения в отношении школьной формы.
6.2. Приглашать на классный родительский комитет, Управляющий
совет. Совет по профилактике правонарушений родителей, дети которых
уклоняются от ношения школьной формы, и применять к таким родителям
меры в рамках своей компетенции.
7. Обязанности родителей
Родители обязаны:
7.1. Приобрести школьную и спортивную формы до начала учебного
года.
7.2. Ежедневно контролировать внешний вид учащегося перед выходом
его в школу в соответствии с требованиями Положения.
7.3. Следить за состоянием школьной формы своего ребенка, т.е.
своевременно ее стирать по мере загрязнения.
7.4. Ежедневно проверять дневник ребенка в части письменного
сообщения об отсутствии школьной формы и принятии мер для обеспечения
ребенка школьной формой.
8. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
8.1. Разъяснить пункты данного Положения учащимся и родителям под
роспись.
9. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель обязан:
9.1. Осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения
учащимися своего класса школьной формы перед началом учебных занятий.
9.2. Своевременно (в день наличия факта) ставить родителей в
известность о факте отсутствия школьной формы у учащегося.
9.3. Действовать в рамках своей компетенции на основании
должностной инструкции.
10. Ответственность классного руководителя
За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных
обязанностей
несет
ответственность,
предусмотренную
трудовым
законодательством.