Инклюзивное образование
Рекомендации (алгоритмы действий) в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ, разработанные Минпросвещения КБР
25.08.2025
Для использования в работе Минпросвещения КБР разработал рекомендации (алгоритмы действий) для родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
25.08.2025
1.Разработаны образовательные программы (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.Имеются учебные пособия и дидактические материалы.
3.При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены услуги ассистента (помощника).
4.Обеспечен безбарьерный доступ в здание лицея, учебные кабинеты.
5.Имеется система навигации внутри здания.
6.Педагогом-психологом проводятся коррекционные занятия.
7.Предоставление образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому.
Применение специальных учебников
25.08.2025
Специальные условия для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья включают ряд
важнейших положений. Это и специальные технические средства обучения (как
коллективного, так и индивидуального пользования), и предоставление услуг
помощника, ассистента, который оказывает необходимую техническую помощь, и
специально организованная архитектурная среда, и во многих случаях
необходимость тьюторов, сопровождающих образование таких детей. Но одним из
важнейших условий для получения обучающимися с ОВЗ достойного образования
является наличие в учебном процессе специальных учебников, дидактических
материалов, программ и методик, в которых будут учтены их специальные образовательные
потребности.
Учебно-методические комплекты для
обучающихся с ОВЗ, выпускаемые издательством «Просвещение», — ресурс
обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО с УО и инклюзивного образования.
Основные учебные предметы,
обеспеченные специальными учебниками для обучающихся с ЗПР:
· Обучение
грамоте (1 класс),
· Математика
(1-4 классы),
· Чтение
(1-4 классы),
· Русский
язык (4-6 классы),
· Окружающий
мир (3-5 классы),
· Основы
религиозных культур и светской этики (5 класс),
· Компьютерные
технологии (3-6 классы),
· Формирование
речевого слуха и произносительной стороны устной речи (1-4 классы),
· Социально-бытовая
ориентировка (4-6 классы)
Основные учебные предметы,
обеспеченные специальными учебниками для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
· Математика
для 1-9 классов
· Устная
речь для 1-4 классов
· Чтение
для 2-9 классов
· Живой
мир для 1-4 классов
· Русский
язык для 1-9 классов
· Ручной
труд для 1-4 классов
· Природоведение
для 5 класса
· Биология
для 5-9 классов
· География
для 5-9 классов
· Технология для 5-9 классов
Обеспечение питанием
25.08.2025
Информация об условиях
питания и охраны здоровья обучающихся
Горячее питание детей во время пребывания
в лицее является одним из важнейших условий поддержания их здоровья и
способностей к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания
ведет к улучшению показателей уровня здоровья населения.
В МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек созданы
все условия для получения обучающимися горячего питания. Лицей располагает
современным пищеблоком, оснащенным новым необходимым технологическим
оборудованием. Имеется обеденный зал на 100 посадочных мест, достаточное
количество кухонной и столовой посуды. Питание осуществляется в соответствии с
примерным 10-ти дневным меню. В зале имеются стенды, способствующие
формированию культуры питания, график питания, ежедневно вывешивается меню.
Имеются раковины для мытья рук (холодное и горячее водоснабжение).
Пищевое сырье, поступающее на пищеблок,
имеет соответствующий сертификат и удостоверение качества. Контроль за
качеством питания осуществляет группа общественного контроля организации и
качества питания, в состав которой входят представители родительской
общественности.
Имеются помещения(кладовые) для хранения
овощей и фруктов, сыпучих и сухих продуктов.
Перечень категорий учащихся, которые
получают горячее питание за счет средств бюджета:
- обучающиеся 1-4 классов;
-обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья;
- дети – инвалиды;
-обучающиеся из малоимущих семей;
-обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья, получающие образование на дому, обеспечиваются денежной компенсацией
или продуктовым набором (сухой паек);
- дети участников СВО.
Обучающиеся, имеющие статус
«ребенок-инвалид» и ребенок с ОВЗ обеспечены двухразовым горячим питанием
Полноценное и сбалансированное питание
способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и
успеваемости, физическому и нравственному развитию детей и подростков. Поэтому
наша школьная столовая ежедневно предлагает разнообразное меню, включающие
овощи, фрукты и другие необходимые для роста и развития школьников, продукты.
Организованное питание регламентируется
санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет
принципам рационального питания. Контроль над посещением столовой учащимися
осуществляют классные руководители.
Пищеблок обеспечен квалифицированными,
дипломированными работниками.
Охрана здоровья обучающихся лицея
включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной
помощи;
- организация питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной
нагрузки, режима учебных занятий и продолжительность каникул;
- прохождение обучающимися периодических
медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика несчастных случаев с
обучающимися во время пребывания в лицее;
- проведение
санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны
труда.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации
25.08.2025
В школе обеспечен доступ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется оборудованный вход с пандусом как в школьный двор, так и в здание школы. Туалетные комнаты оборудованы специальным оборудованием.
Информация о специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
25.08.2025
В школе имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- Кресло массажное
- Кресло массажное
- Стулья ученические
- Шкаф для одежды
- Комплект - аппаратно программыи комплекс для слабослышащих детей и детей с наруш
- Кольцо массажное дм.18 см.
- Мяч гимнастический
- Мяч массажный
- Педальный тренажер с электродвигателем LУ-901 МВ
- Шведская стенка
- Элептический тренажер
- Компьютер в комплекте
- Проектор
- Стол учителя 2-тумбовый
- Стул "ИЗО"
- Шкаф широкии со стеклом для докуменов
- Колесо светоэфектов
- Набор компакт -дисков 4 шт.
- Напольное мягкое покрытие
- Пано напольное "Бесконечность"
- Прибор динамическои заливки света
- Прозрачная колонна со световым и воздушно-пузырьковым эфектом
- Прфессиональный источник света
- Текстильная дорожка
- Текстильная дорожка с наполнителем
- Шарики для сухого басейна
- Аудио комплекс для проигрывания и 28 кассет и дисков
- Кресло-груша (детское) вельвет 29 люкс
- Проектор с ротатором "Солнечный"
- Световой проектор 'Жар птица"
- Министепер поворотныи с 32 эспандерами
- Беговая дорожка
- Мяч гимнастический
Использование специальных образовательных программ и методов обучения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
25.08.2025
В МКОУ СОШ №3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек созданы условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированные
образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья:
·
обучающихся,
имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
·
обучающихся
с задержкой психического развития;
·
обучающихся
с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.
Образование обучающихся с ограниченными
возможностями в школе здоровья организовано совместно с другими обучающимися. Для обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать
образовательную организацию, обучение по образовательным программам дошкольного
образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования
организуется на дому.
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской
организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме
обращение родителей (законных представителей).
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная
программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных
представителей) носит заявительный характер.
При
выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы
определённого уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым
шагом администрации и специалистов лицея будет привлечение внимания родителей к данной
ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение
ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Администрация
школы несет ответственность за создание
и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ,
определенных в заключении ПМПК.
Для полноценной реализации АОП в школе созданы условия:
1. Образовательное учреждение обеспечено учебниками (в том числе учебниками
и учебными пособиями с электронными приложениями), учебно-методической
литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной
программы.
2. Специалисты сопровождения образовательного учреждения
имеют доступ к печатным и электронным
образовательным ресурсам, в том числе предназначенным для детей с ОВЗ.
3. Библиотека образовательного учреждения укомплектована
общими и специализированными для такой категории детей печатными
образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами (ЭОР) по
всем предметам в соответствии с учебным планом, а также дополнительной
литературой. В целом для реализации образовательной деятельности
детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования созданы необходимы специальные
условия: ценностные условия, правовые условия, организационные условия,
кадровые условия, средовые
условия, содержательные условия.