Отчет о результатах самообследования МКОУ СОШ №3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек за 2023 год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 имени Т. К. Мальбахова
городского поселения Терек Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
МКОУ СОШ № 3 им. Т. К. Мальбахова г.п. Терек
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

приказом №14/1-П от 22.03.2024

МКОУ СОШ № 3

Директор МКОУ СОШ № 3

им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек

им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек

от 22.03.2024 №3

_____________ Р.Т. Кодзокова

Отчет о результатах самообследования
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
имени Т.К. Мальбахова городского поселения Терек »
Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
МКОУ СОШ № 3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек

г.п. Терек

2

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Сведения об образовательной организации
Полное наименование учреждения

Учредитель школы

Юридический
Школы:

и

фактический

Фактический
адрес
подразделения (ДГ) :
Телефон Школы
ДГ
Факс

адрес

структурного

Муниципальное казенное
общеобразовательное
учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №3
имени Т.К. Мальбахова
городского поселения Терек»
Терского муниципального района
Кабардино- Балкарской
Республики
Местная администрация
Терского муниципального
района.
Функции и полномочия
учредителя осуществляет
администрация муниципального
района
361203, КБР, Терский район,
г.п. Терек, улица Панагова, д.114
361203, КБР, Терский район, г.п.
Терек, улица Ногмова, д.7
8 (8662) 41-7-74
8 (8662) 41-6-59
-

Сайт школы

https://s3terek.kbrschool.ru

Электронный адрес Школы
ДГ

s3terek@mail.ru
madina.sadik@mail.ru

Организационно-правовое обеспечение деятельности
образовательного учреждения
Свидетельство о внесении записи в
Единый
государственный
реестр
юридических лиц, зарегистрированном
до 1 июля 2002 года от 20
января 2012 года

№2220700014753 от 03.03. 2022

3

Свидетельство о постановке на учет
российской
организации в налоговом органе по
месту ее нахождения от 3 апреля 1997
года
Устав организации

Лицензия
на
образовательную
деятельность
Свидетельство
о
государственной
аккредитации
Локальные
акты
образовательного
учреждения
в
части
содержания
образования,
организации
образовательной деятельности, прав
обучающихся.

№0724 от 07.06.1994

Устав муниципального казенного
общеобразовательного
учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3
имени Т.К. Мальбахова
городского поселения Терек»
Терского муниципального района
Кабардино- Балкарской
Республики. Утвержден
постановлением главы местной
администрации Терского
муниципального района
от 15.10.2018 № 496-п
серия 07Л01 № 0001030 от
05.02.2018 (бессрочно)
 Положение
о
порядке
приема, перевода, отчисления и
исключения обучающихся
 Правила
внутреннего
трудового распорядка
 Положение
о
языке
образования и изучения
 Положение о требованиях к
одежде
и
внешнему
виду
обучающихся
 Положение о школьном
ученическом самоуправлении
 Положение об управляющем
совете школы Положение о
внутренней
системе
оценки
качества образования
 Положение о пропускном и
внутриобъектовом
режимах
Положение
о
школьной
библиотеке
 Режим занятий обучающихся
 Положение о форме,
периодичности и порядке

4

Классные комнаты

текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся
 Положение об организации
обучения по индивидуальному
учебному плану
 Положение
о
режиме
учебной недели обучающихся 1-4
классов
 Положение
об
индивидуальном
проекте
обучающихся 10-11 классов в
соответствии с ФГОС ООО
 Положение об учебных
курсах
 Положение о
классном
руководстве
 Положение о предметной
школьной олимпиаде

Порядок
оформления,
возникновения, приостановления
и прекращения отношений между
образовательной организацией и
обучающимся (воспитанником) и
(или)
родителем
(законным
представителем
несовершеннолетнего
Материально-техническая база
44, в том числе: кабинеты
начальных
классов,
химии,
биологии, физики, русского языка
и
литературы,
истории,
информатики,
математики,
родного (кабардино- черкесского)
языка и литературы, технологии,
музыки, иностранного языка

групповые помещения
Мастерские
Столовая, пищеблок Школы
ДГ
Библиотека

5
1
1 на 100 посадочных мест
1 пищеблок
1 пищеблок
1, общий фонд – 15841 книга
из них учебников – 10880 шт.

5

Актовый зал
Спортивный зал
Музыкальный зал ДГ
Раздевалка
Хранилище для спортинвентаря
Спортивная площадка
Спортивный городок
Медицинский кабинет Школы
ДГ

1
1
1
Для девочек и для мальчиков
1
1
0
1

Электроснабжение

1
В необходимом количестве
6
9
97
Обеспечен,
постоянно
функционирует
электронная почта, телефонная
связь, Школа имеет свой сайт.
имеется

Водоснабжение

имеется

Канализация

имеется

Теплоснабжение

имеется

Площадь

6405 кв.м.
886,0 кв.м

Мебель
Помещения для АУП и МОП
Туалеты
Компьютеры
Доступ в сеть Интернет

Школы
ДГ

Система управления
Единоличный исполнительный орган
школы
Коллегиальные органы управления
Органы ученического самоуправления
Участие родителей в управлении

Директор
Общее собрание работников
школы, педагогический совет,
управляющий совет
Школьный ученический совет
Общешкольное
родительское
собрание
Общешкольный
родительский
комитет
Классные родительские собрания
и родительские комитеты

6

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии
с Федеральным

законом

от 29.12.2012

№ 273-ФЗ

«Об образовании

в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего
и среднего общего образования, основными образовательными программами,
локальными нормативными актами Школы.
С 01.01.2021

года

Школа

функционирует

в соответствии

с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»,

а с 01.03.2021
«Гигиенические

1.2.3685-21

дополнительно
нормативы

с требованиями

и требования

СанПиН

к обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни
и реализации технологий сбережения здоровья. Педагоги проводят совместно
с обучающимися физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз.
Обеспечивается

контроль

за осанкой,

в том

числе

во время

письма,

рисования и использования электронных средств обучения.
Учебный план 1-4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный
срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования

(реализация

нормативный

срок

ФГОС

освоения

НОО),

основной

классов -

на 5-летний

образовательной

программы

5-9-х

основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов –
на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы
среднего общего образования (реализация ФГОС СОО ).
С сентября 2023 года МКОУ СОШ №3 им. Т.К. Мальбахова г.п.
Терек осуществляет образовательную деятельность по следующим
образовательным программам:


основная

общеобразовательная программа начального

общего образования – 1-4 классы;

7



основная

общеобразовательная

программа

основного

программа

основного

общего образования – 5-7 классы;


основная

общеобразовательная

общего образования – 8-9 классы;


основная

общеобразовательная

программа

среднего

общего образования – 10 классы;


основная общеобразовательная программа среднего общего

образования – 11 классы.
Основные

образовательные

программы

начального

общего

образования, основного общего образования и среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год (далее – ООП НОО) разработаны с учетом
Федеральной

образовательной

программы,

утверждённой

приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370.
МКОУ СОШ №3 им. Т.К. Мальбахова обеспечивает реализацию
учебных планов нескольких профилей обучения:
- естественно-научного,
- гуманитарного,
- универсального.
В естественно- научном профиле для изучения на углубленном уровне
выбираются учебные предметы «Химия» и «Биология .
В гуманитарном профиле для изучения на углубленном уровне
выбраны учебные предметы «Литература» и «Обществознание».
Универсальный профиль ориентирован на обучающихся, чей выбор
выходит за рамки заданных выше профилей. Школа самостоятельно
определила

2 учебных предмета на углубленном уровне: «Химия»,

«Биология».
Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности
обучающихся

является

обязательным

и

выполняется

обучающимся

самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой

8

избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Индивидуальный

проект

должен

быть

представлен

в

виде

завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
Количество обучающихся на уровне основного общего и среднего
общего образования увеличивается, а на уровне дошкольного образования –
уменьшается.
Сведения о контингенте общеобразовательной организации
№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4

Уровни образования
Общее количество
обучающихся, всего чел. из них:
на
уровне
дошкольного
образования, чел.
на уровне начального общего
образования, чел.
на уровне основного общего
образования, чел.
на уровне среднего общего
образования, чел.
Количество выпускников, всего
чел. из них:
на
уровне
дошкольного
образования, чел.
на уровне начального общего
образования, чел.
на уровне основного общего
образования, чел.
на уровне среднего общего
образования, чел.

Период по годам
2021
2022
2023
1097
1120
1187
118

110

109

305

296

300

574

617

648

100

97

130

247

221

271

28

26

24

98

82

87

72

68

116

49

45

44

Организация образовательной деятельности осуществляется в режиме
пятидневной рабочей недели для 1-4 классов и в режиме шестидневной
рабочей недели для 5-11 классов. Школа работает в одну смену.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует
нормативным требованиям. Продолжительность урока составляет 45 минут,
длительность перемен – 10 минут и 20 минут (после второго и третьего

9

урока). Учебный год включает четыре учебные четверти и каникулярные
периоды. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года в
форме учета годовых отметок обучающихся. С целью реализации права
каждого обучающегося на получение общего образования в школе
организуется обучение по индивидуальным учебным планам на дому детей
по состоянию здоровья и детей с ОВЗ
Особенности
организации
образовательной
деятельности
Обучение на дому по
состоянию здоровья
Обучение детей с ОВЗ

Уровень образования

Начальное общее
Основное общее
Начальное
(адаптированная
программа)

Количество
обучающихся

4
2
2

Образовательная деятельность в ДГ организована в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования. С 01.01.2021 года
Дошкольные группы функционируют в соответствии с требованиями СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с
01.03.2021

—

дополнительно

с

требованиями

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной
основной образовательной программы дошкольного образования, которая
составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учетом
примерной

образовательной

программы

дошкольного

образования,

санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
ДГ в 2023 году посещали 109 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет.
В ДГ сформировано 5 групп общеразвивающей направленности. Из них:

10


1-я младшая группа — 16 детей;



2-я младшая группа — 19 детей;



средняя группа



старшая группа — 27 детей;



- 23 ребенка;

подготовительная к школе группа — 24 ребенка.

II.Оценка системы управления организацией
Управление Школой осуществляется на принципах единоначалия
и самоуправления.
Органы управления, действующие в Школе
Наименование
органа
Директор

Управляющий
совет

Педагогический
совет

Общее

собрание

Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное
взаимодействие
структурных
подразделений
организации, утверждает штатное расписание,
отчетные документы организации, осуществляет
общее руководство Школой
Рассматривает вопросы:

развития образовательной организации;

финансово-хозяйственной деятельности;

материально-технического обеспечения
Осуществляет текущее руководство образовательной
деятельностью Школы, в том числе рассматривает
вопросы:

развития образовательных услуг;

регламентации образовательных отношений;

разработки образовательных программ;

выбора учебников, учебных пособий, средств
обучения и воспитания;

материально-технического
обеспечения
образовательного процесса;

аттестации,
повышения
квалификации
педагогических работников;

координации деятельности проектных групп
педагогов
Реализует
право
работников
участвовать

11

работников

в управлении образовательной организацией, в том
числе:

участвовать
в разработке
и принятии
коллективного
договора,
Правил
трудового
распорядка, изменений и дополнений к ним;

принимать
локальные
акты,
которые
регламентируют
деятельность
образовательной
организации и связаны с правами и обязанностями
работников;

разрешать конфликтные ситуации между
работниками и администрацией образовательной
организации;

вносить предложения по корректировке плана
мероприятий
организации,
совершенствованию
ее работы и развитию материальной базы


В целях

учета

мнения

обучающихся

и родителей

(законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют
Совет обучающихся и Общешкольный родительский комитет
В 2022-2023 учебном году проведено 7 заседаний педагогического
совета школы.
III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Статистика показателей за 2020–2023 годы
№
п/п

Параметры
статистики

1

Количество
детей,
обучавшихся
на конец учебного
года, в том числе:
Окончили
на
отлично
Окончили на 4 и 5
Оставлены
на
повторный
курс
обучения

2020–2021
учебный
год
982

2021–2022
учебный
год
979

2022-2023
учебный
год
1010

70

71

85

260
0

261
0

292
0

12

2

Окончили
школу
с аттестатом
с
отличием:
— в основной школе
— средней
школе
(медаль « За особые
заслуги»)

11

6

13

3
8

3
3

9
4

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика
успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, но
количество обучающихся основного общего образования и среднего общего
образования школы, получивших аттестаты с отличием, за последний год
уменьшилось.

Сводный отчет об успеваемости по школе за 2022-2023 уч.год
Не аттестовано

1

2

3

4

5

6

7

1
2
3
4
1- 4 кл.
5
6
7
8
9

71
62
72
91
296
129
125
119
129
119

62
72
91
296
129
125
119
129
119

18
11
8
37
6
5
4
8
6

28
39
32
99
33
29
32
16
25

7
18
12
37
3
1
4
1
3

9
14
6
29
12
7
7
3
3

5- 9 кл.

617

617

29

135

12

32

10
11

54
43

54
43

6
4

11
15

4
5

5
4

100

100

10

26

9

9

1010

1010

76

260

58

70

10-11 кл.
Итого

8

9

10

12

13

более 2

Всего
11

двум

из них
По
прогулам

Всего

с одной "3"

с одной
"4"

Всего

Всего

5

По
уважитель
ной
причине

из них

4и5

Количество
учащихся

Параллель

из них на

Не успевают по предметам

одному

Успевают

14

Не
выставлено
оценок

14

Если сравнить результаты освоения обучающимися программ
начального, основного и среднего общего образования по показателю «качество
знаний» в 2022-2023 учебном году с результатами освоения учащимися
программ начального, основного, среднего общего образования по показателю
«качество знаний» в 2021-2022 учебном году и в 2020- 2021 учебном году,
то можно отметить, что качество знаний учащихся стабильно положительно
(33,9%;33,6%; 33,9%; соответственно).
Если

сравнить результаты

освоения

обучающимися

программ

начального общего образования по показателю «качество знаний» в 2022-2023
учебном году с результатами освоения учащимися программ начального
общего

образования

по показателю

«качество

знаний»

в 2021-2022

учебном году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4»
и «5» (33,4%), понизился на 1,0 процент (в 2022 был 33,4%), процент учащихся,
окончивших на «5» (15,5%), повысился на 0,7 процентов (в 2022 — 14,7%).
Если

сравнить результаты

освоения

обучающимися

программ

основного общего образования по показателю «качество знаний» в 2022-2023
учебном году с результатами освоения учащимися программ основного общего
образования по показателю «качество знаний» в 2021-2022 учебном году,
то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5» (21,9%),
снизился на 0,9 процентов процент (в 2022 был 22,8%), процент учащихся,
окончивших на «5» (4,7%), остался без изменения.
По результатам освоения программ среднего общего образования
по показателю

«качество

знаний»

в 2022-2023

учебном

году

процент

обучающихся, которые закончили год на «4» и «5», составил 30,9%, по
сравнению с 2021-2022 учебным годом понизился на 2,1 % (в 2022 был 32,0%),
процент учащихся, окончивших на «5» составил 6,2 %, по сравнению с 2022
годом понизился на 2,1%.
Обучающиеся

9-х

классов

сдавали

экзамены

по обязательным

предметам -русскому языку и математике и по выбору (по 2-м предметам),

15

чтобы

получить

аттестаты.

Государственная

итоговая

аттестация

девятиклассников проходила в форме ОГЭ (111 чел.) и ГВЭ (6 чел.).
Средневзвешенный балл
участников ОГЭ по
русскому языку
Средневзвешенный балл
участников ОГЭ по
математике

2021
26,5

2022
27,6

2023
26,8

16,8

14,7

17,8

Как и в прошлые годы, особое внимание было уделено обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории школьников
аттестация проходила в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Таких выпускников в 9 классах в этом году –6 человек. Для них были созданы
специальные условия для сдачи экзаменов, в том числе работал отдельный
пункт проведения экзамена на базе МКОУ СОШ с.п. Тамбовское.
Все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья успешно
выдержали государственную итоговую аттестацию.
Самыми популярными предметами по выбору в форме ОГЭ у
школьников из девятых классов оказались:
 обществознание (его сдавали 87 обучающихся) – среднее значение
«3,5», средний балл – 23,1
 информатика и ИКТ (39 обучающихся) – среднее значение «3,5»,
средний балл – 10,1
 биология (40 обучающихся) – среднее значение «3,8», средний балл –
28,2
 география (35 обучающихся) – среднее значение «4,1», средний балл22,4
За ними следуют:
 химия (6 обучающихся) – среднее значение «4,3», средний балл – 30,7

16

 физика (5 обучающихся) – среднее значение «3,5», средний балл – 19,5
 английский язык (5 обучающихся) – среднее значение «3,3», средний
балл – 42,3
история (4 обучающихся)- среднее значение «3,3», средний балл – 19,5
 литература (1 обучающийся) – среднее значение «5,0», средний балл –
42,0.
Анализ результатов ГИА-23 показал, что учащиеся 9-х классов, которые
были допущены к сдаче государственной итоговой аттестации, подтвердили
свои годовые отметки. Аттестаты об основном общем образовании вручены 117
обучающимся: из них – 9 человек получили аттестаты об основном общем
образовании с отличием. Один – получил свидетельство об оучении.
В 2023 году ЕГЭ сдавали 44 выпускника. Три выпускника не смогли
сдать ЕГЭ по базовой математике и один ученик – ЕГЭ по базовой математике
и русскому языку.
Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы среднего общего образования
в форме ЕГЭ-2023
11 класс (44 чел.)
Предметы

География

Общее
Средний Средний Не
Лучший
количество балл
в балл
в набравшие
результат
сдававших школе
районе
минимальные
баллов
-

Литература

2

45,0

48,8

0

45,0

Химия

9

60,0

53,9

1

91,0

Русский язык

44

60,4

58,4

1

95,0

Математика
профильная

12

60,4

48,4

1

88,0

17

История

6

40,0

42,3

3

72,0

Физика

3

54,3

47,4

0

62,0

Обществознан 12
ие
Английский
1
язык
Биология
13

40,0

47,8

6

67,0

64,0

70,0

0

64,0

50,5

50,4

1

69,0

Информатика

55,8

52,0

0

75,0

4

Единый государственный экзамен проходил с 26 мая по 20 июня 2023 г.
включительно.
Для выпускников 11 классов работал пункт проведения единого
государственного экзамена в МКОУ СОШ им. А. Т. Канкошева с.п. Дейское».
На ЕГЭ-2023, как и в прошлом году, была использована технология печати
полного комплекта экзаменационных материалов для участников всех
экзаменов в аудиториях ППЭ и сканирования экзаменационных работ
участников экзаменов в штабе ППЭ после завершения экзамена. Отслеживать
ход ЕГЭ помогала система мониторинга готовности пунктов проведения
экзаменов (далее – ППЭ). В ходе экзамена в системе мониторинга по каждому
пункту фиксировалось время получения ключа доступа к экзаменационным
материалам в ППЭ, время начала и окончания экзамена, а также время
передачи

отсканированных

бланков

в

региональный

центр

обработки

информации (далее - РЦОИ).
В этом году для получения аттестата выпускники 11 классов сдавали два
обязательных предмета – русский язык и математику (базовый уровень или
профильный уровень).
Количество обучающихся, допущенных к государственной итоговой
аттестации – 44 выпускника.

18

Средневзвешенный балл
участников ЕГЭ по
русскому языку
Средневзвешенный балл
участников ЕГЭ по
профильной математике

2021
71,0

2022
69,1

2023
60,4

50,2

49,7

60,4

Самый популярный предмет по выбору биология – его выбрали 16
выпускников (36,4%) и обществознание – 12 выпускников (27,3 %).
Физику выбрали на ЕГЭ 3 выпускника (6,8 %), химию-9 выпускников
(20,5%), информатику – 4 выпускника (9,1%), историю- 6 выпускников (13,6%),
литературу- 2 выпускника (4,5%), английский язык- 1 выпускник (2,3%).
Географию никто не выбрал.
Выше регионального среднего балла результаты по русскому языку,
биологии, химии, истории. Выше регионального среднего балла результаты по
математике (профильный уровень), химии, биологии, физике, информатике. Ниже
регионального среднего балла результаты по литературе, русскому языку,
истории, обществознанию, английскому языку.
Анализ ЕГЭ по предметам за последние три года
№
п/п

Предмет

Средний балл
2021 г.

Средний балл
2022 г.

Средний балл
2023 г.

14,0

43,0

55,8

1

Информатика

2

География

-

-

-

3

Литература

55,2

48,3

45,0

4

Русский язык

71,0

69,1

60,4

5

Математика
профильная

50,2

49,7

60,4

19

6

История

58,5

62,3

40,0

7

Обществознание

59,3

56,4

40,0

8

Химия

77,8

57,7

60,0

9

Биология

68,7

57,2

50,4

10

Физика

53,3

40,8

54,3

11

Английский язык

50,2

69,3

64,0

Результаты Всероссийских проверочных работ
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества
общего образования, которая вошла в штатный режим. Проведение ВПР
направлено

на

обеспечение

единства

образовательного

пространства

Российской Федерации, совершенствование общероссийской системы оценки
качества образования и поддержки введения Федерального государственного
образовательного
организациям

стандарта

единых

за

счет

проверочных

предоставления
материалов

и

образовательным

единых

критериев

оценивания учебных достижений.
Первые ВПР российские школьники написали в 2015 году. С 2016 года
проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным. ВПР стали
инструментом самодиагностики и основой для выстраивания стратегии
методической работы школы.
В 2022-2023 году ВПР проходили в апреле месяце.
В целях обеспечения мониторинга качества образования в МКОУ СОШ
№3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек, руководствуясь распоряжениями
министерства образования

Российской Федерации были организованы и

проведены Всероссийские проверочные работы (далее ВПР) в 4,5,6,7,8-х
классах.
Цель проведения: мониторинг результатов введения Федеральных

20

государственных образовательных стандартов, выявление уровня подготовки и
определение качества образования учащихся 5-9 классов, развитие единого
образовательного пространства в РФ.
Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в
соответствии с Инструкцией для образовательной организации по проведению
работ и системой оценивания их результатов.
Статистика Всероссийских проверочных работ за два года
Класс

Предмет

Успеваемость
2022 (осень)

4
5
6
7
8
9
4
5
6
7
8
9
4
5
7
8
9

Русский язык
89,1
91,3
85,4
84,9
88,1
Математика
88,3
90,8
93,3
88,2
87,4
Окружающий
мир
Физика

84,0
91,8
88,6

Биология
5
6
7
8
9
8
9
5
6
7
8

89,5
92,0
90,9
90,3
Химия
89,3
История
87,5
88,9
90,3

Качество знаний

2023
(весна)
90,4
90,6
89,9
91,2
90,5
91,6
90,9
94,1
89,7
89,3
94,7
89,8
89,2
91,5

2022
(осень)

93,8
91,4
92,7
91,4
90,7
91,3
92,1
90.8

41,3
37,5
43,2
41,5

41,4
32,7
25,9
42,5
32,7
47,7
34,2
39,8
34,3
33,4
25,2
29,8
30,2

38,5
37,5
29,7
31,5

2023
(весна)
41,7
39,6
38,9
40,1
39,4
42,5
38,9
40,2
39,1
38,6
40,6
37,9
39,4
42,2
39,6
44,1
41,9
40,3
39,4
36,5
39,8
35,7

21

9
6
7
8
9
6
7
8
9

88,7
89,7
90,2
91,6
89,6

Обществознание

92,2
92,4
93,5
91,4
90,7
92,7
-

География
89,5
84,2
90,5

30.9
28,9
25,8
29,6
31,4

31,5
34,9
39,5
38,6
40,3
41,5
-

34,3
31,6
34,5

Выводы по ВПР: Весной 2023 года для учеников 4-8-х классов были
проведены всероссийские проверочные работы, чтобы определить уровень и
качество знаний за предыдущий год обучения. Ученики в целом справились с
предложенными

работами

и

продемонстрировали

нормальный

уровень

достижения учебных результатов. Но самым трудным предметом оказался
русский

язык.

необходимость

Анализ

результатов

дополнительной

по

отдельным

работы.

заданиям

Руководителям

показал

МО

было

рекомендовано:
1.

Спланировать коррекционную работу, чтобы устранить пробелы.

2.

Организовать повторение по темам, проблемным для класса в

целом.
3.

Провести индивидуальные тренировочные упражнения по разделам

учебного курса, которые вызвали наибольшие затруднения.
4.

Для учеников, которые имели низкие показатели, организовали

дополнительные занятия, направленные на повышение качества обучения и
формирования необходимых навыков и умений.
5.

Разработать систему ликвидации пробелов в знаниях учащихся, при

этом учесть ошибки каждого ученика для организации последующей
индивидуальной работы.
6.

решать

Проводить целенаправленную работу по формированию умения
практические

задачи.

Использовать

результаты

ВПР

для

индивидуализации обучения
7.

По всем предметным областям результаты ВПР соответствуют

22

результатам промежуточной аттестации за данный период.
8.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 4-8-х классах

наиболее сложными предметами для обучающихся являются математика и
русский язык. Учителям необходимо повысить уровень преподавания по этим
предметам (для этого необходимо повышать собственную квалификацию,
проводить индивидуальную работу со слабоуспевающими обучающимися,
ввести дополнительные часы для консультации).
9.

Однако их анализ позволяет прийти к выводу, что в 2023 году

школьники 4–9-х классов показали результаты выше, чем учащиеся 5–9-х
классов в 2022 году.
Оценка организации учебного процесса
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом
занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием
занятий, локальными нормативными актами Школы. Превышение норм
учебной нагрузки в расписании по отношению к учебному плану отсутствует.
Во всех классах соблюдено распределение часов по учебному плану на каждый
предмет образовательной области, соблюдено распределение часов на каждую
образовательную область. При составлении расписания чередуются в течение
дня и недели предметы естественно-математического и гуманитарного циклов с
уроками музыки, ИЗО, технологии и физкультуры. Расписание учебных
занятий соответствует учебному плану школы, составленному на основе
гигиенических

требований

к

условиям

обучения

в

образовательных

учреждениях («Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»), СанПин
от 28.09.2020 г. №28. Для учащихся 1 классов используется «ступенчатый»
режим обучения с нарастающей нагрузкой (в сентябре, октябре- 3 урока по 35
минут каждый, с ноября - 4 урока по 35 минут, с января - 4 урока по 40 минут
каждый). При проведении занятий по предметам «Английский язык» (2-11

23

классы), осуществляется деление классов на 2 подгруппы при наполняемости
класса не менее 25 человек. Успешность освоения учебных программ учащихся
2 – 11 классов оценивается по 5-балльной системе. Оценки в баллах
выставляются во 2 – 9 классах за четверть, в 10 – 11 классах- за полугодие. В
конце учебного года выставляются итоговые отметки.
Образовательная деятельность в Школе осуществлялась по пятидневной
учебной неделе для 1 – 4 классов, по шестидневной учебной неделе – для 5-11-х
классов. Занятия проводились для обучающихся в одну смену. Каникулярное
время, единое для всей школы в осенний, зимний и весенний период, было
соблюдено

в

определенные

сроки.

Дополнительные

каникулы

для

первоклассников проводились в определенные сроки.
Для совершенствования единой информационной среды Школы, роста
взаимопонимания и сотрудничества между всеми участниками учебного
процесса, в целях повышения доступности и индивидуализации образования в
Школе

велся

электронный

документооборот

учета

успеваемости

и

посещаемости обучающихся начального, основного и среднего общего
образования.
Электронный журнал использовался для решения следующих задач:


Автоматизация учета и контроля процесса успеваемости.



Создание единой базы календарно-тематического планирования по

всем учебным предметам и параллелям классов.
Фиксирование и регламентация этапов и уровня фактического



усвоения учебных программ.
Электронный журнал является частью информационной системы в
Школе.
Школа с 2022 года подключена к федеральной государственной
информационной системе «Моя школа»(ФГИС «Моя школа»).
В рамках участия в национальном проекте ЦОС, школа была оснащена
оборудованием,

которое

в

настоящий

момент

обеспечивает

полную

24

доступность ко всем цифровым ресурсам данной платформы.
ФГИС «Моя школа» обеспечила реализацию следующих функций:


работа с библиотекой цифрового образовательного контента,

в том числе обеспечение возможности использования цифрового
образовательного

контента

педагогическими

работниками

для

подготовки и проведения уроков, а обучающимися - для осуществления
самоподготовки

путем

изучения

релевантного

верифицированного

цифрового образовательного контента;


работа

документами,

с

презентациями,

содержащими

таблицы,

текстовыми

документами,

посредством

программ,

обеспечивающих доступ к информации на сайтах в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (браузеры), для использования в
образовательном процессе, в том числе для совместной работы
пользователей системы «Моя школа»;


возможность создания посредством иных информационных

систем персональных и групповых онлайн-коммуникаций пользователей,
включая чаты и видеоконференции.
Таким

образом,

организация

учебного

процесса

соответствовала

нормативным требованиям, социальному заказу и способствовала развитию
обучающихся и сохранности их здоровья. Учебный план школы отвечает целям
и задачам образовательной программы. Разработаны и внедрены в учебный
процесс рабочие программы на основе конструктора, обеспечивающего единое
содержание общего образования. Структура рабочих программ соответствует
предъявляемым к ним требованиям.
Оценка содержания и качества подготовки воспитанников
Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической
диагностики. Формы проведения диагностики:


диагностические занятия (по каждому разделу программы);

25


диагностические срезы;



наблюдения, итоговые занятия.

Разработаны диагностические карты освоения основной образовательной
программы дошкольного образования ДО (ООП ДО) в каждой возрастной
группе. Карты включают анализ уровня развития воспитанников в рамках
целевых

ориентиров

дошкольного

образования

и

качества

освоения

образовательных областей. Так, результаты качества освоения ООП ДО на
конец 2023 года выглядят следующим образом:

Уровень
Выше
развития
нормы
воспитанник
Кол- %
ов в рамках
во
целевых
ориентиров

Норма

Ниже
нормы

Итого

Колво

%

Колво

%

Колво

%
воспитан
ников в
пределе
нормы

0

0

90

78,2

15

13

111

91,2

Качество
0
освоения
образователь
ных
областей

0

89

77,3

7

6

111

83,3

В мае 2023 года педагоги ДГ проводили обследование воспитанников
подготовительной группы на предмет оценки сформированности предпосылок
к учебной деятельности в количестве 24 человек. Задания позволили оценить
уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность
работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма
деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять
контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также
вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться

26

на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения
внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и
самоконтроля.
Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с
высоким и средним уровнями развития при прогрессирующей динамике на
конец учебного года, что говорит о результативности образовательной
деятельности в ДГ.
ДГ скорректировали ООП ДО с целью включения тематических
мероприятий по изучению государственных символов в рамках всех
образовательных областей.
Образовательная
область
Познавательное
развитие

Формы работы

Что должен усвоить
воспитанник

Игровая деятельность
Театрализованная
деятельность
Чтение стихов о Родине,
флаге и т.д.

Получить информацию об
окружающем мире, малой
родине,
Отечестве,
социокультурных
ценностях
нашего народа, отечественных
традициях
и
праздниках,
госсимволах, олицетворяющих
Родину

Социальнокоммуникативное
развитие

Усвоить нормы и ценности,
принятые в обществе, включая
моральные и нравственные.
Сформировать
чувство
принадлежности к своей семье,
сообществу детей и взрослых

Речевое развитие

Познакомиться с книжной
культурой,
детской
литературой.
Расширить представления о
госсимволах страны и ее
истории

27

Художественноэстетическое
развитие

Творческие
формы– Научиться
ассоциативно
рисование,
лепка, связывать
госсимволы
с
художественное
слово, важными
историческими
конструирование
событиями страны

Физическое
развитие

Спортивные мероприятия Научиться
использовать
госсимволы в спортивных
мероприятиях, узнать, для чего
это нужно
Оценка организации учебного процесса
(воспитательно-образовательного процесса в ДГ)

В основе образовательного процесса в ДГ лежит взаимодействие
педагогических

работников,

администрации

и

родителей.

Основными

участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги.
Основные форма организации образовательного процесса:


совместная

деятельность

педагогического

работника

и

воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности по
освоению основной общеобразовательной программы;


самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением

педагогического работника.
Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по подгруппам.
Продолжительность занятий соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет:


в группах с детьми от 1,5 до 3 лет — до 10 мин;



в группах с детьми от 3 до 4 лет — до 15 мин;



в группах с детьми от 4 до 5 лет — до 20 мин;



в группах с детьми от 5 до 6 лет — до 25 мин;



в группах с детьми от 6 до 7 лет — до 30 мин.

Между

занятиями

в

рамках

образовательной

деятельности

предусмотрены перерывы продолжительностью не менее 10 минут.

28

Основной формой занятия является игра. Образовательная деятельность с
детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их
способностей.

Выявление

и

развитие

способностей

воспитанников

осуществляется в любых формах образовательного процесса.
III. Воспитательная работа
С 01.09.2022 г. Школа реализует рабочую программу воспитания и
календарный план воспитательной работы в связи с переходом на новые ФГОС.
В рамках воспитательной работы Школа:
1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает
традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа
воспитательных мероприятий;
2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживает активное участие классных сообществ в жизни Школы;
3) вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
а также по дополнительным общеразвивающим программам;
4) использует в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживает использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) поддерживает ученическое самоуправление — как на уровне Школы,
так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживает деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций: первичного отделения РДДМ,
волонтерского отряда «Прометей», дружины юных пожарных и школьного
спортивного клуба «Терек»;
7) организует для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализует их воспитательный потенциал;
8) организует профориентационную работу со школьниками;

29

9) развивает предметно-эстетическую среду Школы и реализует ее
воспитательные возможности;
10)организует работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
11) организует работу по воспитанию культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Состояние воспитательной работы и дополнительного образования
Наличие в образовательном учреждении условий для внеурочной
работы с обучающимися
Количество кружков всего
98
Общеинтеллектуального направления
55
Спортивно-оздоровительного направления
4
Социального направления
24
Общекультурного направления
15
Объединения
дополнительного
7
образования
Направленность: «Художественная»
2
Направленность: «Техническая»
1
Направленность:
«Туристско1
краеведческая»
Направленность:
«Физкультурно3
спортивная»
Наличие административной структуры, функционально ответственной
за воспитательную работу и дополнительное образование в
образовательном учреждении
Зам.директора по воспитательной работе
1
Классные руководители 1-4 классов
12
Классные руководители 5-9 классов
25
Классные руководители 10-11 классов
5
Педагоги ДО
1
Наличие органов ученического самоуправления
ОУСУ «Лидер»
5-11 классы

30

Наличие элементов системы воспитательной работы
Направления
воспитательной
работы - гражданское воспитание
школы
- патриотическое воспитание
-духовно-нравственное
воспитание
- эстетическое воспитание
- физическое воспитание
- трудовое воспитание
- экологическое воспитание
- ценности научного познания
Воспитательная деятельность
- общешкольные праздники;
- коллективные творческие дела;
- физкультурно-оздоровительная
работа
- развитие
ученического
самоуправления
- дополнительное образование;
- социальная работа
С 01.09.2022 ДГ реализуют рабочую программу воспитания и
календарный

план

воспитательной

работы,

которые

являются

частью

образовательной программы дошкольного образования.
За 1,5 года реализации программы воспитания родители выражают
удовлетворенность воспитательным процессом в дошкольных группах. Вместе
с тем, родители высказали пожелания по введению мероприятий в календарный
план воспитательной работы, например — проводить осенние и зимние
спортивные мероприятия на открытом воздухе совместно с родителями.
Предложения родителей будут рассмотрены и при наличии возможностей
включены в календарный план воспитательной работы на второе полугодие
2023 года.
Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2023 году
проводился анализ состава семей воспитанников.

31

Характеристика семей по составу
Состав семьи

Количество

Процент от общего количества

семей

семей воспитанников

Полная

95

87,2%

Неполная

12

11,0%

1

0,9 %

Оформлено опекунство 1

0,9%

с матерью
Неполная с отцом

Характеристика семей по количеству детей
Количество детей Количество

Процент от общего количества семей

в семье

семей

воспитанников

Один ребенок

23

21,1%

Два ребенка

49

45,0%

и 37

33,9%

Три

ребенка

более

Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей
детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи
воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется
большее внимание в первые месяцы после зачисления в ДГ.
Календарный план воспитательной работы
В течение года проводились внеурочные часы «Разговоры о важном» в 111 классах; а с сентября 2023 года- профминимум «Россия – мои горизонты»- в
6-11 классах.

32

Календарные памятные даты истории изучаются в рамках учебных
предметов
Традиционные
школьные
мероприятия
праздники

Сентябрь
-Уроки Мужества;
и - Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
(совместно
с
городским
Советом ветеранов),
тружениками тыла
- Заседание ученического самоуправления;
- Сбор первичного отделения РДДМ;
-Викторина по избирательному праву (8-11 классы)
-Линейка безопасности (в рамках профилактического
мероприятия «Внимание – дети!»;
-«Посвящение в пешеходы» (1 класс);
-Классные организационные собрания
«Мы коллектив»;
- Урок, посвященный Дню памяти жертв терроризма;
- Уроки «Моя будущая профессия;
- Экодесанты по благоустройству территории школы;
- Праздник «Первый звонок», посвященный Дню
Знаний;
- Неделя Здоровья.
Октябрь
- Встречи с работниками правоохранительных органов,
в том числе ГИБДД, ПДН;
- Акция «72 часа добра»;
- Акция «Поздравление», посвященная Дню пожилого
человека (в зоне действия школы):
- Праздничная программа «Поделись теплом души
своей», посвященная Всемирному Дню пожилых
людей, для учителей-ветеранов и ветеранов труда;
- КТД «Учитель! Перед именем твоим…», посвященное
Дню учителя (традиция);
- КТД «Осенний бал» (8-11 классы);
Ноябрь
- Конкурс творческих работ «Овеянные славою Герб
наш и Флаг»;

33

- Неделя БезОпасности;
-Акция «Зажги свечу!
- Конкурс творческих работ, посвященный Дню
Матери;
- Экодесанты по благоустройству территории школы;
- КТД «Праздник детских талантов «Школьная осень»»;
Декабрь
- Декада правовых знаний;
- Классные часы, посвященные Дню героев Отечества,
Дню Неизвестного Солдата;
- КТД «Новый год» - конкурс актерского мастерства:
-Выставка новогодних газет;
-Новогодние праздники:
«Новогодняя сказка»,
Новогодний музыкальный КВН,
Новогодний бал
Январь
- Турнир по игре «Что? Где? Когда?» (5-11 классы);
- Уроки мужества: «Блокада Ленинграда»;
Февраль
- Уроки Мужества. Встречи: с ветеранами Великой
Отечественной войны, (совместно с городским Советом
ветеранов), воинами-интернационалистами;
- Фестиваль солдатской песни;
Март
- Встречи с работниками правоохранительных органов,
в том числе ГИБДД, ПДН;
- Фестиваль добрых дел «Раскрой свое сердце!» защита социальных проектов;
- Экодесанты по благоустройству территории школы;
- КТД «Мы славим женщину…», посвященное
Международному женскому Дню 8-ое Марта;
Апрель
- Школьная олимпиада по ПДД;
- Экологический декадник «Я - житель Земли» (по
отдельному плану);
- Экодесанты по благоустройству территории школы;
Май

34

- Вахта Памяти, посвященная 77-ой годовщине Победы
в Великой Отечественной войне (по отдельному плану);
- Уроки Мужества. Встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны (совместно с городским Советом
ветеранов), тружениками тыла;
- Почетный караул (пост №1) у Вечного Огня;
Акция «Поздравление» (в зоне действия школы):
- Зачетный туристско-краеведческий поход
- Заседание УС
- Выборы органов УС
- Конкурс «Ученик года»
- Экодесанты по благоустройству территории школы
- Праздник «Последний звонок»
Июнь
- выпускной вечер
Организация психолого-консультационной и профилактической
работы (профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧинфекций)
Совет профилактики
Проведено 9 заседаний
В ходе реализации Программы воспитания и участия в мероприятиях
различных уровней в 2023 году достигнуты следующие результаты:
Муниципальный уровень:
№
1.

2.
3.
4.
5.

Мероприятия
Спартакиада молодежи КабардиноБалкарской Республики
допризывного возраста
Пожарно-прикладной спорт
«Локобаскет» среди юношей и
девушек
Квест-игра «Молодёжь Терского
района против террора»
Интеллектуально-правовая игра
«Молодёжь и Закон»

Участник
команда

Место
2 место

команда
команда

1 место
2 место

команда

1 место

команда

2 место

35

6.

Конкурс рисунков «Мой край –
Кабардино-Балкария

7.
8.

Конкурс хоровых коллективов
Конкурс «Мы против коррупции»:
- социальный ролик
- плакат
Интеллектуально-познавательная
викторина «Блокада Ленинграда».
Районный конкурс исполнителей
эстрадной песни.
Всероссийский фестиваль «Весёлые
старты».
Финал районного марафона
«Рыцари закона».
Религия и уважение. Сочинение.

9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.

18.
19.

20.
21.
22.

Варитлова Амина
Шогенова Дана
Варитлова Алина
Тхакумашев Дамир
Атов Адам
Хоровой коллектив
команда
Атов Инал
Добагова Дарина
команда

1 место
2 место
2 место
3 место
3 место
1 место
1 место
призёр
призёр
1 место

Куантова Лана
Ашижева Салима
команда

1 место
2 место
3 место

команда

2 место

Бжаумихова
Милана
Кодзокова Ясмина
Религия и уважение. Стихотворение. Шогенова Дана
Религия и уважение. Плакат.
Атов Инал
Лидер Ученического
Бычихина Дарья
самоуправления.
Территориальный конкурс рисунков Конокова Дана
«Охрана труда глазами детей»
Варитлова Алина
Гукежева Аделина
Всероссийский день бега «Кросс
Ошроев Тамерлан
наций»
Оразаев Астемир
Военно-спортивные соревнования,
команда
посвящённые 7 годовщине МО
ВВПОД Юнармия Терского
муниципального района.
Районный турнир по баскетболу
команда
Районный турнир по баскетболу ко команда
Дню героев Отечества.
Всероссийский конкурс творческих Гукежева Аделина

2 место
2 место
2 место
2 место
призёр
3 место
2 место
2 место
1 место
3 место
2 место

1 место
2 место
1 место

36

23.

работ «Я и Россия: мечты о
будущем».
Районный конкурс исполнителей
эстрадной песни.

Артунова Аделина

2 место

Шауцукова Залина
Хагурова Дарина

2 место
3 место

Региональный уровень:
№
1.
2.
3.
4.
5.

6.

Мероприятия
Арми -2022 «Кавказкое кольцо»
Пожарно-прикладной спорт
Конкурс рисунков «Я рисую свои
права»
Республиканский этап
соревнований по мини-футболу
Шахматный турнир от «Движения
первых». Старшая возрастная
группа.
Региональный фестиваль поэзии и
национальных культур «Берег
дружбы»

Участник
команда
команда
Хатухов Адам

Место
3 место
2 место
2 место

команда

2 место

команда

1 место

Альбердиева
Милана
Варитлова Амина
Варитлова Алина

Диплом I ст.
II степени
II степени

Всероссийский уровень:
№
1.

Мероприятия
Шахматный турнир от «Движения
первых». Старшая возрастная
группа. СКФО.

Участник
команда

Место
1 место

Государственная символика
Важнейшим

символом

российского

государства

выступают

его

государственные символы и их включение в содержание обучения и
воспитания в системе образования. Использование в обучении и воспитании
обучающихся

образовательных

организаций

государственных

символов

Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения

к

37

российским

духовно-нравственным

ценностям,

культуре

и

исторической памяти.
Государственные

символы

Российской

Федерации

для

каждого

гражданина России выступают символами сопричастности и народного
единства,

проявления

патриотических

чувств

и

принадлежности

к

российскому народу, огромной стране с великой историей.
В 2023 году провели работу по организации изучения школьниками
государственных символов

России. Для этого скорректировали рабочие

программы по предметам: ОРКСЭ, окружающий мир, история, обществознание
с целями:


углубить знания о госсимволике и ее истории;



сформировать

идентичности,

личностные

социальной

основы

ответственности,

российской
правового

гражданской
самосознания,

поликультурности;


расширить и углубить представления о гражданских обязанностях,

в том числе о защите Отечества на воинской или альтернативной службе.
С сентября 2022 года в

Школе включили в программу воспитания

еженедельное поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации
и флага Кабардино- Балкарской Республики.. Подъем Государственного флага
РФ

и КБР осуществляется в первый учебный день недели перед первым

учебным уроком в Школе. Право поднятия флага предоставляется « Ученику
недели».Местом проведения является площадка перед Школой. При открытии
и закрытии церемонии в школе исполняется гимн Российской Федерации.
Для проведения церемонии сформирована знаменная группа. Перед
началом церемонии знаменной группе выдается Государственный флаг РФ и
флаг КБР.
Проведение торжественных мероприятий в Школе сопровождается
Вносом и Выносом Государственного флага Российской Федерации и флага
КБР.

38

IV.Оценка востребованности выпускников
32 выпускника 9-х классов поступили в средне-специальные учебные
заведения; 22 выпускника 11 классов поступили в средне-специальные учебные
заведения, 20 выпускников в высшие учебные заведения.

Перешли в
10 класс
другой ОО

Поступили в
СПО

Всего

Поступили
в ВУЗ

Поступили в
СПО

Устроились
на работу

Пошли на
срочную
службу по
призыву

Средняя школа

Перешли в
10 класс
Школы

2021
2022
2023

Основная школа

Всего

Год
выпуска

72
68
117

55
53
84

3
1
0

14
14
33

49
45
44

38
32
20

5
12
22

4
1
2

2
0
0

В 2023 году уменьшилось число выпускников 9-го класса, которые
продолжили обучение в других общеобразовательных организациях региона,
но увеличилось количество выпускников, выбравших переход в 10-й класс.
Количество выпускников, поступивших в ВУЗ понизилось по сравнению
с общим количеством выпускников 11-го класса. В 2023 году – на 25,6%
по сравнению

с результатами

2022 года.

А

количество

выпускников,

поступивших в СУЗ увеличилось по сравнению с результатами 2022 года на 23,
3%.
V. Оценка качества кадрового обеспечения
На период самообследования численность персонала составляла 104
человека. Из них по школе- 4 руководящих работника, 59 педагогических
работников, 15 человек учебно-вспомогательного и иного персонала; по
дошкольным группам- 1 руководящий работник, 9 педагогических работников,
16 человек учебно-вспомогательного и иного персонала
В 2022-2023

году

аттестацию

прошли

3 учителя-

на высшую

квалификационную категорию, 2 – на первую квалификационную категорию.

39

В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе
проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой –
обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения
численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии с
потребностями Школы и требованиями действующего законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:


на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;



создание квалифицированного коллектива, способного работать

в современных условиях;


повышение уровня квалификации персонала.



Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации,

являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки
обучающихся, необходимо констатировать следующее:


образовательная

деятельность

в Школе

обеспечена

квалифицированным профессиональным педагогическим составом;


в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой

осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников;


кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе

целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов через
курсовую подготовку.
С сентября 2023 года в школе введена должность советника директора
по

воспитанию

и

взаимодействию

с

детскими

общественными

объединениями. Советник входит во все структуры воспитания: штаб
воспитательной работы, методические объединения педагогов, Советы по
профилактике, родительские активы и различные проектные группы по
развитию. Проводит мероприятия по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов учащихся, содействует в функционировании
системы ученического самоуправления.

40

ДГ школы укомплектованы педагогами на 100 процентов согласно
штатному расписанию. Всего работают 23 человека. Педагогический коллектив
ДГ насчитывает 9 педагогических работников . Соотношение воспитанников,
приходящихся на 1 взрослого:


воспитанник/педагоги — 12/1;



воспитанники/все сотрудники — 4,8/1

Курсы повышения квалификации в 2023 году прошли 9 работников ДГ,
из них 8 педагогических работников.
По итогам 2023 года ДГ перешли на применение профессиональных
стандартов.

Из

9

педагогических

работников

ДО

все

соответствуют

квалификационным требованиям профстандарта «Педагог». Их должностные
инструкции

соответствуют

трудовым

функциям,

установленным

профстандартом «Педагог».
С сентября 2022 года стал действовать новый профстандарт педагога
дополнительного

образования.

Он позволяет

принимать

студентов

на должность педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя
и преподавателя).

Но Школа обеспечена педагогами дополнительного

образования и в 2023 году не были приняты педагоги дополнительного
образования.
С 1 марта 2022 года на работодателя возложена обязанность вести учет
микротравм работников и выяснять причины их воникновения. Проводить учет
микротравм надо, если работник обратился к работодателю.Учитывать
микротравмы необходимо для улучшения эффективности условий и охраны
труда. В целях анализа и предупреждения несчастных случаев, а также
выявления, оценки и в дальнейшем управления профессиональными рисками с
конкретной выработкой мер по обеспечению требований охраны труда, в
Школе ответственным за учет и расследование микротравм назначен
специалист по охране труда.

41

Он ведет учет и расследование микротравм в Школе. Если есть
микротравмы, то он регистрирует происшествие в журнале учета.
В Школе утверждено Положение о расследовании микротравм, в котором
прописан порядок учета и регистрации микроповреждений, полученных
сотрудниками Школы на рабочем месте.
За 2023 год в Школе не зарегистрированы случаи микротравм.Это стало
возможным благодаря мероприятиям по устранению рисковых мест рабочего
процесса:
-модернизация песочницы в ДГ;
-замена входного настила на нескользкий;
- замена двери в пищеблок ДГ.
VI. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного
обеспечения
Общая характеристика:


объем библиотечного фонда – 19052 единица;



книгообеспеченность – 100 процентов;



объем учебного фонда – 14613 единиц.

Фонд библиотеки формируется за счет федерального, регионального,
местного бюджетов.
Состав фонда и его использование
№ Вид литературы
1
2
3
4
5
6
7
8

Учебная
Педагогическая
Художественная
Справочная
Языковедение,
литературоведение
Естественно-научная
Техническая
Общественнополитическая

Количество единиц Сколько экземпляров
в фонде
выдавалось за год
14613
9847
288
112
4059
2099
153
106
171
69
237
53
0

56
11
0

42

Фонд библиотеки Школы соответствует требованиям ФГОС, учебники
фонда

входят

в федеральный

перечень,

утвержденный

приказом

Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254.
В библиотеке

имеются

электронные

образовательные

ресурсы —

127 дисков; сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные средства
(презентации,

электронные

энциклопедии,

дидактические

материалы) запланированы для приобретения.
Средний уровень посещаемости библиотеки — 28 человек в день.
На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией
о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. В 2023
году пополнился библиотечный фонд на 3192 учебника.
дополнительное

финансирование

библиотеки

Однако требуется

на закупку

периодических

изданий, методической литературы и обновление фонда художественной
литературы.
В ДГ библиотека является составной частью методической службы.
Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах
специалистов ДГ. Библиотечный фонд представлен методической литературой
по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы,
детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также
другими информационными ресурсами на различных электронных носителях.
В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических
пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной
работы в соответствии с обязательной частью ООП.
В

2023

году

ДГ

пополнили

учебно-методический

комплект

к

общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» в
соответствии с ФГОС. Приобрели наглядно-дидактические пособия:


серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», «Расскажите

детям о...», «Играем в сказку», «Грамматика в картинках», «Искусство детям»;

43


картины для рассматривания, плакаты;



комплексы для оформления родительских уголков;



рабочие тетради для обучающихся.

Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для
реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы
условия для возможности организации совместной деятельности педагогов.
Однако кабинет недостаточно оснащен техническим и компьютерным
оборудованием.
В ДГ учебно-методическое и информационное обеспечение достаточное
для организации образовательной деятельности и эффективной реализации
образовательных программ.
VII. Оценка материально-технической базы
С 16 апреля 2022 года в Школе проводился капитальный ремонт в рамках
программы «Модернизация системы школьного образования» и был завершен в
2023 году.
В рамках данной программы и в соответствии с Перечнем средств
обучения

и воспитания,

от 23.08.2021

№ 590.

утвержденным

полностью

произвели

приказом
замену

Минпросвещения
школьной

мебели,

приобрели магнитно- маркерные доски, компьютерную технику, шкафы для
учебных пособий.
В целях обеспечения правильной организации питания в школьной
столовой заменили столы, стулья, приобрели холодильные оборудования,
картофелечистку, электрическую мясорубку, электрическую печь.
В актовом зале обновили кресла. Также оборудовали центр детских
инициатив.
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным
оснащение школы современным оборудованием «Точки роста».Это открыло

44

новые

возможности

урочной

и

внеурочной

деятельности.Благодаря

современному цифровому оборудованию формируется высокотехнологическая
среда школы, расширяется поле взаимодействия ученика и учителя.
В ДГ сформирована материально-техническая база для реализации
образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей.
При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают
возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы
групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны.
Материально-техническое состояние ДГ школы и территории не
соответствует

действующим

санитарным

требованиям

к

устройству,

содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях,
правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда.
VIII.Оценка функционирования внутренней системы оценки
качества образования
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
№273-ФЗ сказано, что к компетенции
установленной
функционирования

сфере

образовательной

деятельности

внутренней системы

в образовательной организации».

относится
оценки

организации

в

«Обеспечение

качества образования

45

В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки
качества образования школы В Школе осуществляется оценка качества
(путем контроля и мониторинга) всех составляющих образовательной
деятельности
Оценка

качества

диагностических

и

образования
оценочных

–

определение

процедур

степени

с

помощью

соответствия

образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным
государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам,
федеральным государственным требованиям и потребностям физического
или юридического лица Внутренняя система оценки качества образования –
целостная система диагностических и оценочных процедур, а также
совокупность

организационных

структур

и

нормативных

правовых

материалов, обеспечивающих управление качеством образования в Школе.
Цели функционирования

внутренней

системы

оценки

качества

образования Гимназии: повышение качества образования в Гимназии.
Задачи внутренней системы оценки качества образования Школы:


Формирование системы аналитических

показателей,

позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества
образования;


Оценка уровня индивидуальных образовательных достижений,

обучающихся для их - итоговой аттестации и отбора для поступления на
следующие ступени обучения;


Оценка состояния и эффективности деятельности Школы;



Оценка качества образовательных программ с учетом запросов

основных потребителей образовательных услуг;


Выявление факторов, влияющих на качество образования;



Содействие повышению квалификации учителей, принимающих

участие в процедурах оценки качества образования.
Система оценки качества образования
принципах:

Школы основана на

46



Объективность,

достоверность,

полнота

и

системность

информации о качестве образования;


Реалистичность требований,

норм и

показателей качества

образования, их социальная и личностная значимость;


Открытость,

прозрачность

процедур

оценки

качества

образования;


Оптимальность использования источников первичных данных

для определения показателей качества и эффективности образования (с
учетом возможности их многократного использования и экономической
обоснованности);


Технологичность

используемых

показателей

(с

учетом

существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей
к их восприятию);


Сопоставимость

системы

показателей

с

муниципальными,

региональными, федеральными аналогами;


Доступность информации о состоянии и качестве образования

для различных групп потребителей;


Соблюдение морально–этических норм при проведении процедур

оценки качества образования.
Стабильно

высокое

качество

результатов

обучения

является

результатом слаженной работы всего педагогического коллектива гимназии,
постаравшегося учесть возникшие в прошлые годы недочеты и проблемы в
учебной работе. Постоянно растущий уровень педагогических кадров,
непрерывная система повышения квалификации, активизация работы
методических объединений.
Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году в ДГ
показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям.
Состояние

здоровья

и

физического

развития

воспитанников

удовлетворительные. 90 процентов детей успешно освоили образовательную
программу

дошкольного

образования

в

своей

возрастной

группе.

47

Воспитанники подготовительных групп показали высокие показатели
готовности к школьному обучению.
В период с 01.11.2023 по 05.11.2023 проводилось анкетирование 63
родителей, получены следующие результаты:


доля

получателей

услуг,

положительно

оценивающих

доброжелательность и вежливость работников организации, — 91 процент;


доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью

работников организации, — 85 процентов;


доля

получателей

услуг,

удовлетворенных

материально-

техническим обеспечением организации, — 35 процентов;


доля

получателей

услуг,

удовлетворенных

качеством

предоставляемых образовательных услуг, — 90 процентов;


доля

получателей

услуг,

которые

готовы

рекомендовать

организацию родственникам и знакомым, — 91 процент.
Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетнности
качеством предоставляемых услуг.
Предметом школьной системы оценки качества являются:


качество образовательных результатов, обучающихся (степень

соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов
освоения обучающимися образовательных программ, государственному и
социальному стандартам);


качество организации образовательного процесса, включающей

условия организации образовательного процесса, в том числе доступность
образования, условия комфортности получения образования, материальнотехническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;


качество

основных

и

дополнительных

образовательных

программ, принятых и реализуемых в гимназии, условия их реализации;


воспитательная работа;



профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по

48

обеспечению требуемого качества результатов образования;


эффективность управления качеством образования и открытость
деятельности гимназии;



состояние здоровья обучающихся.

Содержание

процедуры

оценки

качества

образовательных

результатов, обучающихся включает в себя:


государственную итоговую аттестацию выпускников 11-ых

классов;


государственную

итоговую

аттестацию

выпускников

9-ых

классов;


промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (анализ

складывается из индивидуальных достижений каждого ребенка, показателей
качества по гимназии, по уровням образования, по классам и в разрезе
каждого предмета учебного плана);


уровень

оценка достижений планируемых результатов обучающимися за
начального

общего

образования,

включающая

в

себя

результативность выполнения стандартизированных работ, результаты
мониторинга сформированности УУД;


результатов промежуточной аттестации и годовых оценок по

предметам;


участие и

результативность в

школьных,

муниципальных,

региональных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;


мониторинг

исследование

обученности

и

адаптации

метапредметных

и

личностных

обучающихся 5-ых и 10-ых классов;


мониторинг

формирования

результатов учащихся 1 – 9 классов согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО;


мониторинг

формирования

метапредметных

и

личностных

результатов учащихся 10-11 классов согласно ФГОС СОО;


мониторинг образовательных достижений, обучающихся на

разных уровнях обучения;

49



оценка эффективности деятельности классного руководителя;



мониторинг уровня воспитанности обучающихся;



мониторинг эффективности реализации программ внеурочной

деятельности.
Постоянный анализ результатов мониторинга позволяет определить
трудные для учеников вопросы, выявить причины недостаточно глубокого
усвоения материала.
Основными

направлениями

совершенствования

мониторинга

образовательного процесса в предстоящем учебном году является усиление
его действенности, аналитической составляющей, позволяющей дать четкие
ориентиры работы по повышению качества образовательного процесса.
Инфраструктурные изменения – одно из основных условий для
реализации инновационных моделей образования. Мы считаем, что под
каждую

образовательную

программу

должны

быть

созданы

соответствующие условия. Такие условия созданы в кабинетах биология,
химия

и

физика.

лабораториями

–

Кабинеты
для

оснащены

реализации

современными

проектной

и

цифровыми

исследовательской

деятельности, оборудованы в современном дизайне, имеют зонированные
пространства, позволяющие обеспечить принципы дифференциации и
индивидуализации образования.
Выводы: в ходе самообследования в МКОУ СОШ №3 им. Т.К. г.п.
Терек установлено:
1.

Образовательная деятельность создает условия для реализации

ФГОС на всех уровнях образования. Это обеспечивает качественное
образование каждому обучающемуся в соответствии с ФГОС и традициям
Школы.
2.

Система

управления

Школы

обеспечивает

выполнение

действующего законодательства в области образования и собственных
уставных положений в целях создания эффективной системы управления
содержанием и качеством подготовки обучающихся.

50

3.

Содержание и качество подготовки обучающихся соответствует

уровню федеральных государственных требований.
4.

Организация учебного процесса соответствует нормативным

требованиям, социальному заказу и способствует развитию обучающихся и
сохранности их здоровья. Кадровое обеспечение Школы соответствует
нормативным требованиям.
5.

Показатели

деятельности

соответствуют

установленным

требованиям к образовательному учреждению.
6.

Качество учебно-методического, библиотечно-информационного

обеспечения основных образовательных программ находится на достаточном
уровне.
7.

Материально-техническая

база

Школы

соответствует

требованиям СанПин, правилам пожарной безопасности, охраны жизни и
здоровья всех субъектов образовательной деятельности. Всё это позволяет
обеспечить комплексную безопасность Школы

и эффективность ее

функционирования.
8.

Внутренняя система оценки качества образования способствует

повышению эффективности образовательной деятельности Школы в целях
совершенствования качества подготовки обучающихся в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».