Принято Утверждено на заседании прик€вом от 28.08. 202l г. Педагогического совета , J\ь49l1-п ц;i\ьОаХ,9sа Протокол от28. 08.2021 г. Ns1 оу сош о/ J\ъз Мал ьбахова г.п.Терек ?л Р.Т. Кодзокова положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в соответствии с 1. 1.1. ФГоС Соо Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с ТРебОВанИями Федераrrьного государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Основной образовательной про|раммы среднего общего образования МКОУ СОШ J\ЬЗ им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек. |2. Щанное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуаJIьным проектом (далее ИГt) в связи с переходом на ФГОС СОО. 1З. Проектная деятельность является одной из форм организации 1^rебного процесса и внеурочноЙ деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и )п{ацдихся. 1.4. Выполнение индивидуЕrльного итогового проекта обязательно для каждого обуrающегося l0 или l1 класса. В течение одного 1^rебного года 1^rащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. 1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных )п{ащимися в ходе освоения междисциплинарных уrебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации у^rебного процесса и внеурочной деятельности, НаПРаВЛена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обуrаюпшхся. 1.6. Руководителемпроектаявляется}п{итель-предметник, классный РУКОВОДиТель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования. I.7. Темы проектов моryt предлагаться как педагогом, так и r{ениками. 1.8. Проект может быть только индивиду€uIьным. 1.9. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.10. ПРОектные задания должны быть четко сформулированы, цели И СРеДСТВа ЯСнО обозначены, совместно с уIащимися составлена программа действий. 2. 2.1. Z|1. Щели и задачи выполнения I_{ель ИП выполненияIДI продемонстрировать способность и готовность к освоению СисТематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и инте|рации. Z|2. развивать способность ксотрудничеству икоммуникации. Z13. формировать способность к решению личностно и соци€lJIьно значимых проблем и воплощению найденных решений в практику. ZlД. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и р€lзвития. Z|5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации, самореryляции 2.2. 22I. и рефлексии. ЗадачамивыполненияIЦIявляются: обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 222. матери€rлов формирование навыков сбора. и обработки информации, (уметь выбрать под(одяцý/ю информацию, правильно её использовать). 22З. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 224. 225. формирование и р.lзвитие навыков публичного выступлениrI. формирование позитивного отношения к деятелъности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом 3.1. В процессе работы над проектом уrащийся под контролем РУкоВодитеJuI планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководитеJUI проекта, З3. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно разрабатывается план ре€rлизации проекта, сбор и с педагогом изг{ение литературы, отбор и анапиз информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. З.4. Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы. З.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководительпроекта. З.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью ocyIцecTBJuIeT классный руководитель. 4. 4.|. Требования к оформлению ИП Сrру*ryра ИГI: 4.1.1. Тиryльный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО у{еника, кJIасс, доtryск к защите, город, год); 4.1.1.1. Введение - |-2 страницы: исходный замысел цель, задачи, назначение проекта) (акry€цIьносТЬ, 4.|.|.2. Глава 1. Обзор литературы, ан€шиз предыдущих исследований на этутему. Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследов аниъ методику. 4.1.1.3. Глава 2. Результаты исследования. 4.1.1.4. Общие выводы или заключение. В заключении рекомендациии перспективы. 4.1.1.5. Список использованной литературы. 4.2. Технические требования кИП: 42.|. Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 12 пт, интерв€tл одинарный, отсryп первой строки 1,25. 422. 423. Поля: левое З см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см. НумерациrI страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится. 42Д. Оглавление: должно формироваться автоматически. 42.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, |2 пт.,,Щолжны иметь сплошную нумерациIо и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть ук€ваниrI 42.6. в Таблицы: Слова <<Таблица N>, где тексте. N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа. 42.7. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его иници€Lпы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год изданиrI. Количество страниц. 42.8. 4.З. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс. Результат проектной деятельности должен иметь практичесЧrю направленность. 4.4. Результатом (продуктом)проектной 4.4.|. Письменнаяработа (эссе, реферат, анапитические матери€Lпы, деятельности может обзорные материапы, отчёты о проведённых стендовыЙ доклад); 4Д2. Художественная творческая работа (в области литературы, МУЗЫКи, ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной изделие; 4Д.З. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; 4.4.4. Отчётные материzllrы по социальному проекту, которые могуг встречать как тексты, так и мультимедийные продукты. 4.5. Возможные типы работ и формы их представления Тип проекта Практикоориентированны й, социальный Исследовательск ий Информационн ый Проектпый продукт Щель проекта Решение данных социологического опроса, атлас, костюм, макет, атрибlты несуществlтощего государства, бизнес- произведение, мультимедийный продукт, план, отчёты о веб-сайт, действующая фирма, проведённых исследованиях, пр€вдник, публикация, путеводитель, игр&, реферат, карта, коллекция, справочник, Привлечение компьютерная интереса гryблики к проблеме анимация, оформление кабинета, пакет система школьного самоуправления, серия проекта. рекомендаций, стендовый дошlад, сценарий, иллюстраций, учебное пособие, статья, сказка, экскурсшI. анiL,Iиз пракгических задач. !оказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Сбор информации видеофильм, о каком-либо объекге буюrсг журнzш, или явлении, анаJIиз информации. Творческий Игровой или Представление ролевой опыта r{астиJI в решении проблемы проекта. выставка, гilзета, модель, музыкitльное чертеж, 5. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Публично должна быть представлена проектная работа - ре€Lлизованный проект. На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены: акту€Lльность проекта; положительные эффекгы от ре€Lлизации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; ресурсы (как материztльные, так и нематериальные), необходимые для ре€Lлизации проекта, возможные источники ресурсов; риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обl^rающегося при ре€Lлизации данного проекта; На защите проекта обуrающийся представляет свой ре€Lпизованный проект по следующему (примерному) плану: 1. 2. 3. Темаи краткое описание сути проекта. Акryальность проекта. Щель, задачи. Положительные эффекгы от ре€Lпизации как сам автор, так и другие люди. проекта, которые получат 4. Ресурсы (материальные и нематери€rльные), которые были привлечены для ре€tлизации проек,га, а также источники этихресурсов. 5. 6. Ход реализации проекта. общие выводы или заключение, где булrг даны рекоменд ации и перспективы. 7. Риски ре€Lлизации проекта и сложности, которые обlчающемуся преодолеть в ходе его ре€tлизации. уд€tлось ПРОеКТНая работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обl^rающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и посредничество между обуrающимися и экспертной комиссией Ре€LПИЗации, (.rр" необходимости), другая помощь. Требования к процедуре проведения защиты проекта 6. 6.1. Независимо от типа проекта его затrIита происходит публично: после засJIушивания докJIада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 62. К заlтIите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта. 6.З, Место защиты ИП - образовательная организация или выступление на конференции. бД. [L[кола определяет график защиты IЦI. График защиты ИП утверждается директором шIколы. 6.5. LШкола создаёт школьную аттестационную комиссию (II]АК). Состав комиссии от З до 7 В комиссии должны присутствовать: представить администрации, классный руководитель, педагог по человек. соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с rIётом предметных 6.6. 6.7. 6.8. С облас тей IШ[7. IIIAK оценивает уровень ИП в соответствии с критериями. Щля защиты ИП выделяется 1 день до 10 мая. [L[кола организует в дополнительные сроки защиry ИП для детей ОВЗ, бОльных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты). 6.9. Проект, получившийоценку <<низкий уровень), возвращается )п{енику на доработщу. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите. 6.10. Ученику, выступившему с проектом РабОТОЙ) Успешно (исследовательской на муниципаJIьном, регионzLльном, всероссийском или МеЖДУнародном уровне автоматически ставиться высший балл и от защиты в ОО он освобождается. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта 'l1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной Деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырехкритериев: 7.11. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявJuIющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решениrI, включ€uI поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, ре€tпизацию, апробацию принятого решениrI, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решенияит.п..Щанный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных 1^rебных действий; 7.12. сформированность предметных знаний и способов действиЙ, в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в ооответствии с рассматриваемой проблемой/темой проявJuIющ€шся использовать имеющиеся знания и способы действий; 1,|З. сформированность реryлятивных действий, проявJuIющ€uIся в УМении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществJuIть выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 7.1,4, сформированность коммуникативных проявJuIющiшся в умении ясно изложить действий, и оформить выполненную работу, представить ее результаты, арryментированно ответить на вопросы. 7.2. Основные требования Универс€Lльных к инструментарию оценки сформированности уrебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: оценке должна подвергаться не только защита ре€Lпизованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощениlI; при этом должны учитываться целесообр€вность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где )п{атся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; оценивание производится на основе критериальной модели; для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обуrающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация; результаты оценивания универс€tльных 1..rебных действий в формате, принятом образователъной организацией доводятся обуrающихся. Выполненная работа рецензируется высококвалифицированными до сВеДенИЯ специ€Lлистами. В РеЦеНЗИи оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах. Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый повышенный Самостоятельное приобретени е знаний и Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить решение проблем руководителя ставить проблему и находить пути её проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания иlили осваивать новые способы решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания иlили осваивать новые способы действий, достигать более глryбокого понимания изученного действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности Ошибки отсутствуют Реryлятивн ые действия Коммуникац ия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и IIри поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Работа тщательно спланирована и последовательно ре€Lпизована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, арryментированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Проекты оцениваются по пятибалльной системе. 8. Щокументация Щля учащихся 8.1 a Индивидуальный план выполнения проекта. Этапы Виды деятельности Подготовка Выбор темы уrебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемньrх вопросов учебной темы Планирование Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ Процесс проектирования Самостоятельнilя работа Оформления записки, плакатов и др. Итог ,Щостигнуrый результат Оформление Защита Планируемая дата исполнения flaTa фактически Подпись руководителя 8.2. Щля руководителя проекта . Индивиду€Lльный . общие сведения J\гsп/ п план выполнения проекта для каждого обулающегося; ФИО r{еника Тема проекта Итоговая оценка Подпись руководитеJUI проекта 1. . 2 Рецензия по каждому индивидуutльному проекту. Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта. 8.3. . Щля классного руководителя Листознакомленияродителей: Nsп/п ФИО ученика 1 2. и г.д. Тема проекта Щата выполнения проекта Джа защиты Подпись родителей