Представление публичного опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ № 3 г.п. Терек Емкужевой З.С. Результативность применения современных образовательных технологий и системы методической работы.pdf

Представление результативности опыта работы учителя начальных
классов МКОУ СОШ № 3 г.п. Терек Емкужевой З.С.
Результативность применения современных образовательных
технологий и системы методической работы
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю,
который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими
образовательными технологиями, учитывающими различный уровень
готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности
учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности,
направленной на "открытие" нового знания.
Конечно, невозможно ребѐнка обучить всему, дать ему готовые
представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить
получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы,
находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал.
Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и
воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок
способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и
творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень
важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного
иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не
только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати,
приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе
позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения
к деятельностному, при котором ребѐнок становится активным субъектом
учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению
знаний учащимися
Среди многообразия современных образовательных технологий я для
себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с
учащимися начальной школы.
Технология проблемного обучения
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня
мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов
учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих
противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении
посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в
овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и
навыками. Конечно, такое обучение требует значительных изменений не
только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного
материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в
свете снижения познавательных мотивов школьников. Использование

технологии проблемного обучения позволяет повысить качество
образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в
результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения,
открывая
новые
знания
самостоятельно.
Затем,
обязательное
проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при
выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на
отношении школьника к учению.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на
эмоциональную сферу учащихся, создаѐт благоприятные условия для
развития
коммуникативных
способностей
детей,
развития
их
индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть
проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение
понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и
умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи
ведѐт к достижению таких образовательных результатов, как способность к
самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в
быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках, на любом его этапе - это
один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения
любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и
исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных
проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше
усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли
сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло
принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и
сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников,
словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога
универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на
любой ступени обучения.
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по
теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически.
(Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не
произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую
согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока.
Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты,
учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим

ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с
научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к
правильному названию:
– Звук не произносится, поэтому называется…
Вывод:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без
которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся формируется положительная мотивация к
изучению предметов, познавательный интерес;
- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения
позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру
умственного труда.
Информационно-коммуникативные технологии
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост
профессиональной
компетентности
учителя,
это
способствует
значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок
современным.
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира; овладевать практическими способами работы с
информацией; обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,
является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,
активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в
школе невозможно обойтись без информационно-коммуникативных
технологий.
Я в своей педагогической деятельности выделяю следующие направления
использования ИКТ:

ведение рабочей документации в электронном формате;

использование Интернет-ресурсов;

создание собственных мультимедийных презентаций;

использование ИКТ во внеурочной работе;

выступления с опорой на презентацию;
Первым направлением использования мной ИКТ стал переход на
оформление основной документации в электронном формате. Это и
составление календарно-тематического планирования, рабочих программ по
математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Создание методических копилок: «Методические материалы по предметам»,
«Контрольные, проверочные, самостоятельные работы и тесты» и

мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для
улучшения качества образования и результативности обучения.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий
позволяют учителю быстро,
качественно, подготовить интересный,
продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.
Используется практически любой материал, нет необходимости
готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения
– всѐ это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или
на флеш-карте.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4
классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить
их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного
материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и
слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и
занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить
компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит
сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Итак, с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на
развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому
поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс
становится не скучным, однообразным, а творческим.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности
для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за
счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования
учащегося.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся
на уроках и во внеурочное время используют презентации, которые
составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, и
использую готовые презентации, предложенные учителями в сети Интернет.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в
обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки
окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны,
круговорот воды, цепочки питания – всѐ можно отразить на слайдах. И
проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы – всѐ делает урок
увлекательным, а следовательно, запоминающимся (см. на диске урок )
Вывод:
при активном
использовании ИКТ в начальной школе успешнее
достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в
области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их,
организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически
рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать

новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к
изучаемым предметам.
Проектная деятельность
На своих уроках применяю и приемы проектной деятельности, так как
данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к
самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру,
сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные
качества.
При выполнении каждого нового проекта по любому предмету, а также
во внеурочной деятельности, мы решаем несколько интересных, полезных и
связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха,
ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших
школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая
мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть
в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их
ближайшего
развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2
уроками или 2-3 неделями в режиме внеурочных занятий. Но следует
отметить, что внеурочный исследовательский проект может быть и более
длительным во времени и проводиться в соответствии, например, с
природными условиями. Кроме того, важно ставить вместе с младшими
школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как
общеучебными умениями.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной,
социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной,
практической. Планирование действий по разрешению проблемы – иными
словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого
проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая
затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками
проектной группы.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной
школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание
на следующих идеях:
 Проектная деятельность формирует ключевые компетентности
учащихся;
 Проектная деятельность является путѐм познания, способом
организации процесса познания, средством формирования

аналитических способностей, критического мышления, освоения
логических способов восприятия и обработки информации;
 Проектная деятельность – неотъемлемая часть требований ФГОС к
умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика
изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной
деятельности.
Проектная деятельность является способом достижения личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
обучающихся,
предусмотренных ФГОС. Проектная деятельность, основным признаком
которой является самостоятельность, стала основной в моей педагогической
деятельности. В проектной деятельности я реализую деятельностный
подход к обучению.
Игровые технологии
Применение игровых технологий на уроках начальных классов
необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте
очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и
разумного использования ее мощного психолого-педагогического
потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который
комплексно обеспечивает:
 успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
 развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности
и поведения, его эффективную социализацию;
 сохранение и укрепление его нравственного, психического и
физического здоровья.
 Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает
как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В
современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию
учебного
процесса,
игровая
деятельность
используется в следующих случаях:
 в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
 как элемент более обширной технологии;
 в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
 как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность
использования игровых технологий, способствующих активизации
познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному
усвоению знаний.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического
процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются

вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь
обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на неурочных учебных занятиях при
помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как
средство
побуждения,
стимулирования
учащихся
к
учебной
деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости
обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать
гипотезы, на соревновании в знаниях.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
 для освоения понятия, темы, для закрепления, самоконтроля
 в качестве внеурочного учебного занятия или его
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, деловые и ролевые
игры, праздники и т.д.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в
Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем
выполняют определѐнные математические задания, инсценируют, например,
сказку «Колобок» и получают первичные временные представления
«раньше и позже» В жизни детей учебная игровая деятельность имеет
разные функции. Это: коммуникативная, самореализации, преодоления
трудностей, диагностическую. Считаю, что игру можно использовать как
метод обучения и передачи опыта. Особенно ребята любят, когда весь урок
проходит в игровой форме. Это такие уроки, как:
Урок — сказка.
Урок — КВН.
Урок — путешествие.
Урок—кроссворд.
Урок — смотр знаний.
В своей работе использую игровую учебную деятельность А. Гина:
Игры-тренинги. Эти игры приходят на помощь, когда необходимо
растворить скуку однообразия. Цель: учитель включает детей в игровую
оболочку для достижения игровой цели.
Пример: Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы
покоряем вершины, решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов
на соответствующее количество шагов. Задание: правильно решить как
можно больше примеров.
Пример урока «Грамматика»: представь себе, что ты редактор и
отвечаешь за выпуск газеты, а в текст «прокралась» ошибка, вам
необходимо найти еѐ и исправить.
Игра-театрализация. Цель: разыграть сценку на учебную тему
(чтение по ролям). На уроке предложила детям подумать, о чем бы они
говорили с рыцарем (средневековым человеком), если бы его случайно

встретили, и учащиеся начинают сочинять: « Вдруг на опушке леса
появился человек…» Дети описывают, как он одет, что у него в руках,
трогают его шкуру и, конечно, задают вопрос: « Как жили люди сто тысяч
лет назад?»
С детьми 3 -4 классов провожу деловые игры.
Точка зрения. Участники – группы учеников, отстаивающих свою
точку зрения по какому-либо вопросу. До игры учитель объявляет тему
спора. Во время игры:
 Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы
противников.
 Группы вступают в диспут.
Группа наблюдателей оценивает, кто был логичнее, убедительнее,
эмоциональнее, кто допустил ошибку? и т.д
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель
всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за
игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и
повторение, это и работа с учебником и тетрадью (Приложение 6.1.2).
Вывод:
таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм
обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не
только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по
изучению базового материала. Если мы вложим образовательное
содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых
проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей
катастрофически
падает
и
мы
вправе
поставить
вопрос:
«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
По
словам
профессора
Н.К.Смирнова,
«здоровьесберегающие
образовательные технологии – это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб
здоровью учащихся».
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приѐмам и
методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту
цель: как сохранить и укрепить здоровье?
В направлении здоровьесбережения проводится:
- На уроках - физминутки для улучшения мозгового кровообращения, ФМ
для глаз, ФМ для снятия напряжения с кистей рук и тд. На переменах
организовано обязательное проветривание кабинета.
- Дети участвуют в школьной Неделе Здоровья, в спортивных
соревнованиях школы и района.

- в воспитательной работе отведено отдельное направление - физкультурно
– оздоровительное, в рамках которого провожу классные часы, беседы по
ЗОЖ, ПДД, ПБП.
- Для родителей провела собрания на тему «Режим дня», на собрании
родителей 1 класса «Итоги адаптационного периода » сами родители
принимали участие в создании памятки «Хотите, чтобы ваш ребенок был
здоров?»
- Организовано горячего питания в школе для всех учащихся.Думаю, что
наша задача сегодня – научить ребенка различным приѐмам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю
школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько
пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и
здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать
обобщѐнные выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»
 Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом
водоѐме вода не может быть чистой, еѐ надо кипятить.
 Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
 Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы,
которые вызывают кишечные заболевания.
Окружающий мир
Изучение правил безопасного поведения в лесу, на водоеме, на льду и т.д.,
правил безопасного обращения с электроприборами, огнем и т.д.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата
на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль
(одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила
ученику радость,
Использование приемов рефлексии.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?

- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
Вывод:
- комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и
воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает
эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья.
Все вышеизложенные приѐмы, новые технологии, применяемые на уроках
и внеурочное время, дают возможность ребѐнку работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят
радость, формируют у ребѐнка желание учиться.( Приложение 6.1.3)
Разноуровневое обучение.
Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные
способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной
нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на
развитие ребенка.
Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими
требованиями:
• создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
• активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был
мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и
способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
• обучающимся различных уровней предлагается усвоить
соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько,
сколько он может).
Для разноуровневого обучения использую:
• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику
элементы дозированной помощи
• Альтернативные задания для добровольного выполнения
• Задания, содержание которых найдено учеником
• Задания, помогающие в овладении рациональными способами
деятельности
Направления моей работы:
Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием
умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей,
открытием закономерностей, построением логики мышления.
Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание
получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при
котором в ранее изученном материале открываются новые связи.
Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех
учащихся класса, в том числе и слабых.
Создание атмосферы сотрудничества.
Используемая технология:

Проблемная.
В своей работе применяю следующие формы работы:
1. Работа в парах
2. Индивидуальная
3. Фронтальная
Используемые методы:
• Частично-поисковый
• Игра
• Самостоятельная работа
• Метод тестов
• Объяснение, беседы.
• Метод активизации познавательной деятельности.
Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в
том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их
умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться
самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и
давать для него материал.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных
этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная
домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения
пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с
материалом большей сложности, требующим умения применять знания в
незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению
задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным
предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными
процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым
вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате
наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения
успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным
запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание
первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями
обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией,
интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над
процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки
предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить
материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их
психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности,
невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания
на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют
точности в организации учебных заданий, большего количества

тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке),
сформированности познавательного интереса, мотивации учения,
показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими
пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд
"слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При
отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют
интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться
успешно.
Схема структурного анализа класса 1-я группа - ученики с хорошими
учебными способностями:
а) высокий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5);
б) средний уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5, 4);
в) высокий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 4, 5, 4).
1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности,
требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и
самостоятельно находить пути решения учебных задач.
2-я группа (учащиеся со средними способностями):
а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность
(оценки 5,4,3);
б) низкий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 4 и 3);
в) низкий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 3 и
редко - 4).
Эта группа учащихся выполняет задания 1-й группы, но с помощью
учителя, с использованием опорных схем или после разъяснений сильными
учащимися.
3-я группа - учащиеся с низкой учебной работоспособностью:
а) высокий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 4,
5);
б) средний уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2);
в) низкий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 1).
Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий,
большого количества тренировочных работ и дополнительных объяснений
нового материала на уроке.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход из одной
группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития
ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением интереса к
получению знаний.
На основании опыта дифференцированной работы определились следующие
основные требования к учебной деятельности учащихся на различных
этапах урока.
Схема урока. Объяснение нового материала.
1 этап. Повторение пройденного материала.
Выполнение учащимися самостоятельных работ различной сложности.
1-я группа
- выполняет самостоятельную творческую работу, требующую

осмысления знаний;
- следит за работой 2-й и 3-й групп, приходят к ним на помощь в
случае возникновения затруднений у учащихся этих групп;
- готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по
повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа
- прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по
образцу, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й группы;
- проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними
правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа
- применяет на практике выученные правила, самостоятельно
выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам этой
группы по предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й группы
занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп;
- повторяет материал, связанный с объяснением нового материала.
2 этап. Объяснение учителем материала всему классу с анализом способов
применения новых знаний на практике (работают все группы).
3 этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и
умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний, требующая не
только тренировки, но и применения полученных знаний в новой,
незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на
ненужное повторение.
2-я и 3-я группы. Повторное объяснение нового материала по основным
вопросам с применением опорных схем.
2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.
3-я группа. Доработка по объяснению нового материала:
1) теоретическое (по учебнику);
2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью
овладения учащимися навыками учебной работы.
4 этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной
работы начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й.
Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа
прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения
самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.
5 этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой групп
предлагается дополнительное задание разной сложности.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в
подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает
определенные цели и требования.
Задания в группах выполняются самостоятельно.
Математика
Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при
текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: "Решение

задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач
на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)
Так на уроке ознакомления дети по группам получают следующие задания:
( Приложение 6.1.4)
Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения
можно свести к следующему:
1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия
каждому в меру его потребностей, сил и желания.
2. Последовательное освоение и сдача уровней.
3. За одно занятие можно сдать только одну тему.
4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень
заданий и повысить свою обычную отметку.
5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь,
нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку
Вывод: У каждого вырабатывается навык самостоятельной работы.
Первые не задерживаются, а продвигаются в развитии более быстрыми
темпами. Их деятельность интенсивна. Другим требуется более
продолжительное время. В результате такой работы всем детям без
исключения обеспечен успех, а это главная моя задача.
Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления возникла в США в 1996 году.
Авторы Ч. Темпл, К. Мередин, Дж. Стил, С. Уолтер. Однако термин
критическое мышление использовали в своих работах Л.С.Выготский,
Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер.
Развитие критического мышления через чтение и письмо – так
называется программа, которая стала внедряться в России с 1997 года.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
представляет собой базовую модель обучения (вызов – осмысление
содержания – рефлексия) и предполагает развитие мыслительных навыков,
которые нужны будут детям в дальнейшей жизни, такие как умение,
работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать
различные стороны явлений и процессов.
Задача первого этапа урока – не только активизировать, заинтересовать
детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» имеющиеся
знания, интерес к получению новой информации.
На этапе осмысления идет работа с информацией. Этот основной этап
урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, ее
анализ и оценку.
На заключительном этапе урока (рефлексии) идет размышление,
получение нового знания.
Работая в начальной школе учителем 2 класса в технологии развития
критического мышления через чтение и письмо применяю следующие

методы и приемы: инсерт (чтение с пометками), верные и неверные
утверждения, таблица толстых и тонких вопросов.
Инсерт
На этапе вызова, осмысления помогает прием изучающего чтения. Он
заключается в маркировке текста.
При чтении текста нужно попросить учащихся делать пометки на
полях.
"V"- то, что прочитал уже знал, "+"- это является новым для меня,
"-"-думал иначе, " ? " - не понял, хочу получить подробные сведения.
Прием «Инсерт» применяю работая с научно-популярными,
публицистическими стилями теста на уроках окружающего мира,
литературного чтения.
Бортовой журнал.
Прием «Бортовой журнал» - это способ фиксации изучаемого
материала. Он может стать основным приемом на стадии осмысления.
Бортовые журналы – так называют разные приемы обучающего
письма, когда учащиеся во время изучения темы записывают в таблицу
свои мысли. Во втором классе бортовой журнал использую в самом
простейшем варианте. Перед чтением или иной формой изучения материала,
учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной
Что нового я узнал(а) из
текста?
теме?
Сначала это могут быть словосочетания слов, простые предложения. В
дальнейшем с совершенствованием навыка письма, развития устной и
письменной речи мысли оформляются в связные тексты.
Этот прием применяю на уроках окружающего мира. Наиболее
удачные темы для применения этого приема: «Главные особенности
космоса», «Звезда по имени Солнце», «Внутренние силы Земли» и пр. Так
изучая тему «Вода: ее значение и свойства» учащиеся имеют
первоначальные знания по данной теме из справочной литературы, изучения
этой темы в 1 классе, поэтому стараются показать свои знания, делая
записи в первой колонке «Что мне известно по данной теме». После работы
с текстом в учебнике, внести корректировку в свои записи,
проанализировать имеющуюся информацию и записать уже во второй
колонке «Что нового я узнал(а) из текста».
Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками.
Данный прием «Чтение с остановками» помогает работать над
материалом более тщательно, детально. Кроме того, у обучающихся
появляется возможность проявить свою фантазию, дать оценку какомулибо факту или событию, а также высказать свое мнение. Происходит
обучение как критическому мышлению, т.е рефлексивному, а на стадии
прогнозирования событий и творческому. Лучше, когда текст не знаком
учащимся. Авторская программа В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение»
по развивающей системе Л.В.Занкова имеет в учебнике достаточное
количество подобных заданий. Например, при чтении с остановками

сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» автор учебника Литературное
чтение предлагает задать детям следующие вопросы: «Предположи, что
произойдет дальше?» (после 1 части). «Сколько чудес может случиться с
героиней? Кого она может встретить в пути?» (после 2 части) и т.д.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" применяю на стадии вызова - это
вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ фиксации
вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - понимании
изученного материала.
«Тонкие» вопросы предполагают формулировку, когда не требуется
давать развернутый ответ. Например, вопросы могут начинаться со слов
«Что…?, «Кто…?, «Когда …?, «Как звали….?» и т.д.
«Толстые» вопросы – это вопросы, требующие подробного
развернутого ответа, сравнения, сопоставления, установления причинноследственных связей. Формулировки могут начинаться словами
«Объясните, почему...?», «В чем различие ...?», «Предположите, что будет,
если... ?» и т.д.
Данный прием чаще использую на уроках литературного чтения,
окружающего мира. Так работая над произведением О.Пройслер
«Маленькая Баба-яга» учащиеся учились составлять свои вопросы к сказке.
Эти вопросы предполагали односложные, простые ответы. Совместно с
учителем был сформулирован «толстый» вопрос «В чем различие Бабы –яги
из литературной сказки О.Пройслер и Бабы- яги из русских народных
сказок».
«Толстые» и «тонкие» вопросы удобнее оформлять в виде таблицы.
Применение на уроках технологии развития критического мышления
через чтение и письмо позволяет: - лучше запоминать изучаемый
материал; - активизировать познавательную деятельность учащихся на
уроке; - работа над вопросами развивать познавательную деятельность;
- учащиеся учатся добывать знания, работая в группах, парах, совместно с
учителем, а не получают их в готовом виде;
- развивать мыслительные процессы анализа, синтеза, сопоставления,
умения делать умозаключение.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».