Представление результативности опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ № 3 г.п. Терек Емкужевой З.С. Результативность применения современных образовательных технологий и системы методической работы Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Конечно, невозможно ребѐнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребѐнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы. Технология проблемного обучения Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Конечно, такое обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в свете снижения познавательных мотивов школьников. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаѐт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведѐт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Создание проблемных ситуаций на уроках, на любом его этапе - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные». На доске записано слово вестник. Учитель: – Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].) – Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) – Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?) Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию: – Звук не произносится, поэтому называется… Вывод: - проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; - у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес; - возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. Информационно-коммуникативные технологии Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным. Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий. Я в своей педагогической деятельности выделяю следующие направления использования ИКТ: ведение рабочей документации в электронном формате; использование Интернет-ресурсов; создание собственных мультимедийных презентаций; использование ИКТ во внеурочной работе; выступления с опорой на презентацию; Первым направлением использования мной ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования, рабочих программ по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Создание методических копилок: «Методические материалы по предметам», «Контрольные, проверочные, самостоятельные работы и тесты» и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения. Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всѐ это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флеш-карте. Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Итак, с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время используют презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, и использую готовые презентации, предложенные учителями в сети Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всѐ можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы – всѐ делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся (см. на диске урок ) Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам. Проектная деятельность На своих уроках применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнении каждого нового проекта по любому предмету, а также во внеурочной деятельности, мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 2-3 неделями в режиме внеурочных занятий. Но следует отметить, что внеурочный исследовательский проект может быть и более длительным во времени и проводиться в соответствии, например, с природными условиями. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях: Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся; Проектная деятельность является путѐм познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации; Проектная деятельность – неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности. Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС. Проектная деятельность, основным признаком которой является самостоятельность, стала основной в моей педагогической деятельности. В проектной деятельности я реализую деятельностный подход к обучению. Игровые технологии Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает: успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития; развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию; сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья. Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на неурочных учебных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: для освоения понятия, темы, для закрепления, самоконтроля в качестве внеурочного учебного занятия или его Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, деловые и ролевые игры, праздники и т.д. На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определѐнные математические задания, инсценируют, например, сказку «Колобок» и получают первичные временные представления «раньше и позже» В жизни детей учебная игровая деятельность имеет разные функции. Это: коммуникативная, самореализации, преодоления трудностей, диагностическую. Считаю, что игру можно использовать как метод обучения и передачи опыта. Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как: Урок — сказка. Урок — КВН. Урок — путешествие. Урок—кроссворд. Урок — смотр знаний. В своей работе использую игровую учебную деятельность А. Гина: Игры-тренинги. Эти игры приходят на помощь, когда необходимо растворить скуку однообразия. Цель: учитель включает детей в игровую оболочку для достижения игровой цели. Пример: Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы покоряем вершины, решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Задание: правильно решить как можно больше примеров. Пример урока «Грамматика»: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск газеты, а в текст «прокралась» ошибка, вам необходимо найти еѐ и исправить. Игра-театрализация. Цель: разыграть сценку на учебную тему (чтение по ролям). На уроке предложила детям подумать, о чем бы они говорили с рыцарем (средневековым человеком), если бы его случайно встретили, и учащиеся начинают сочинять: « Вдруг на опушке леса появился человек…» Дети описывают, как он одет, что у него в руках, трогают его шкуру и, конечно, задают вопрос: « Как жили люди сто тысяч лет назад?» С детьми 3 -4 классов провожу деловые игры. Точка зрения. Участники – группы учеников, отстаивающих свою точку зрения по какому-либо вопросу. До игры учитель объявляет тему спора. Во время игры: Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. Группы вступают в диспут. Группа наблюдателей оценивает, кто был логичнее, убедительнее, эмоциональнее, кто допустил ошибку? и т.д Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью (Приложение 6.1.2). Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. Здоровьесберегающие технологии В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приѐмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? В направлении здоровьесбережения проводится: - На уроках - физминутки для улучшения мозгового кровообращения, ФМ для глаз, ФМ для снятия напряжения с кистей рук и тд. На переменах организовано обязательное проветривание кабинета. - Дети участвуют в школьной Неделе Здоровья, в спортивных соревнованиях школы и района. - в воспитательной работе отведено отдельное направление - физкультурно – оздоровительное, в рамках которого провожу классные часы, беседы по ЗОЖ, ПДД, ПБП. - Для родителей провела собрания на тему «Режим дня», на собрании родителей 1 класса «Итоги адаптационного периода » сами родители принимали участие в создании памятки «Хотите, чтобы ваш ребенок был здоров?» - Организовано горячего питания в школе для всех учащихся.Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приѐмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием: Математика Решите задачу. Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика? ( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи) – Можно съедать так много пирожных? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться) Литературное чтение Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщѐнные выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Например: «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоѐме вода не может быть чистой, еѐ надо кипятить. Если вода прозрачная, красивая, она чистая? Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания. Окружающий мир Изучение правил безопасного поведения в лесу, на водоеме, на льду и т.д., правил безопасного обращения с электроприборами, огнем и т.д. Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость, Использование приемов рефлексии. - Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Что получилось лучше всего? - Какие задания показались наиболее интересными? - Что вызвало затруднения? - Над чем хочется поразмышлять? - Какой совет дали бы себе? - Кому захотелось сделать комплимент? - Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем? Вывод: - комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья. Все вышеизложенные приѐмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребѐнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребѐнка желание учиться.( Приложение 6.1.3) Разноуровневое обучение. Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка. Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями: • создание атмосферы, благоприятной для учащихся; • активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может). Для разноуровневого обучения использую: • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи • Альтернативные задания для добровольного выполнения • Задания, содержание которых найдено учеником • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности Направления моей работы: Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления. Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи. Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых. Создание атмосферы сотрудничества. Используемая технология: Проблемная. В своей работе применяю следующие формы работы: 1. Работа в парах 2. Индивидуальная 3. Фронтальная Используемые методы: • Частично-поисковый • Игра • Самостоятельная работа • Метод тестов • Объяснение, беседы. • Метод активизации познавательной деятельности. Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. По результатам диагностирования класс делим по уровням: 1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом. 2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок. 3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно. Схема структурного анализа класса 1-я группа - ученики с хорошими учебными способностями: а) высокий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5); б) средний уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5, 4); в) высокий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 4, 5, 4). 1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно находить пути решения учебных задач. 2-я группа (учащиеся со средними способностями): а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность (оценки 5,4,3); б) низкий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 4 и 3); в) низкий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 3 и редко - 4). Эта группа учащихся выполняет задания 1-й группы, но с помощью учителя, с использованием опорных схем или после разъяснений сильными учащимися. 3-я группа - учащиеся с низкой учебной работоспособностью: а) высокий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 4, 5); б) средний уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2); в) низкий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 1). Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных объяснений нового материала на уроке. При дифференцированном процессе обучения возможен переход из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением интереса к получению знаний. На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока. Схема урока. Объяснение нового материала. 1 этап. Повторение пройденного материала. Выполнение учащимися самостоятельных работ различной сложности. 1-я группа - выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний; - следит за работой 2-й и 3-й групп, приходят к ним на помощь в случае возникновения затруднений у учащихся этих групп; - готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп. 2-я группа - прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й группы; - проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала. 3-я группа - применяет на практике выученные правила, самостоятельно выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам этой группы по предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й группы занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп; - повторяет материал, связанный с объяснением нового материала. 2 этап. Объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы). 3 этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике. 1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение. 2-я и 3-я группы. Повторное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем. 2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам. 3-я группа. Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое (по учебнику); 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения учащимися навыками учебной работы. 4 этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й. Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы. 5 этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой групп предлагается дополнительное задание разной сложности. Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания в группах выполняются самостоятельно. Математика Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: "Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс) Так на уроке ознакомления дети по группам получают следующие задания: ( Приложение 6.1.4) Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему: 1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания. 2. Последовательное освоение и сдача уровней. 3. За одно занятие можно сдать только одну тему. 4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку. 5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку Вывод: У каждого вырабатывается навык самостоятельной работы. Первые не задерживаются, а продвигаются в развитии более быстрыми темпами. Их деятельность интенсивна. Другим требуется более продолжительное время. В результате такой работы всем детям без исключения обеспечен успех, а это главная моя задача. Технология развития критического мышления Технология развития критического мышления возникла в США в 1996 году. Авторы Ч. Темпл, К. Мередин, Дж. Стил, С. Уолтер. Однако термин критическое мышление использовали в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Развитие критического мышления через чтение и письмо – так называется программа, которая стала внедряться в России с 1997 года. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания – рефлексия) и предполагает развитие мыслительных навыков, которые нужны будут детям в дальнейшей жизни, такие как умение, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений и процессов. Задача первого этапа урока – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» имеющиеся знания, интерес к получению новой информации. На этапе осмысления идет работа с информацией. Этот основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, ее анализ и оценку. На заключительном этапе урока (рефлексии) идет размышление, получение нового знания. Работая в начальной школе учителем 2 класса в технологии развития критического мышления через чтение и письмо применяю следующие методы и приемы: инсерт (чтение с пометками), верные и неверные утверждения, таблица толстых и тонких вопросов. Инсерт На этапе вызова, осмысления помогает прием изучающего чтения. Он заключается в маркировке текста. При чтении текста нужно попросить учащихся делать пометки на полях. "V"- то, что прочитал уже знал, "+"- это является новым для меня, "-"-думал иначе, " ? " - не понял, хочу получить подробные сведения. Прием «Инсерт» применяю работая с научно-популярными, публицистическими стилями теста на уроках окружающего мира, литературного чтения. Бортовой журнал. Прием «Бортовой журнал» - это способ фиксации изучаемого материала. Он может стать основным приемом на стадии осмысления. Бортовые журналы – так называют разные приемы обучающего письма, когда учащиеся во время изучения темы записывают в таблицу свои мысли. Во втором классе бортовой журнал использую в самом простейшем варианте. Перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной Что нового я узнал(а) из текста? теме? Сначала это могут быть словосочетания слов, простые предложения. В дальнейшем с совершенствованием навыка письма, развития устной и письменной речи мысли оформляются в связные тексты. Этот прием применяю на уроках окружающего мира. Наиболее удачные темы для применения этого приема: «Главные особенности космоса», «Звезда по имени Солнце», «Внутренние силы Земли» и пр. Так изучая тему «Вода: ее значение и свойства» учащиеся имеют первоначальные знания по данной теме из справочной литературы, изучения этой темы в 1 классе, поэтому стараются показать свои знания, делая записи в первой колонке «Что мне известно по данной теме». После работы с текстом в учебнике, внести корректировку в свои записи, проанализировать имеющуюся информацию и записать уже во второй колонке «Что нового я узнал(а) из текста». Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками. Данный прием «Чтение с остановками» помогает работать над материалом более тщательно, детально. Кроме того, у обучающихся появляется возможность проявить свою фантазию, дать оценку какомулибо факту или событию, а также высказать свое мнение. Происходит обучение как критическому мышлению, т.е рефлексивному, а на стадии прогнозирования событий и творческому. Лучше, когда текст не знаком учащимся. Авторская программа В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» по развивающей системе Л.В.Занкова имеет в учебнике достаточное количество подобных заданий. Например, при чтении с остановками сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» автор учебника Литературное чтение предлагает задать детям следующие вопросы: «Предположи, что произойдет дальше?» (после 1 части). «Сколько чудес может случиться с героиней? Кого она может встретить в пути?» (после 2 части) и т.д. Прием "Тонкие и толстые вопросы" применяю на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - понимании изученного материала. «Тонкие» вопросы предполагают формулировку, когда не требуется давать развернутый ответ. Например, вопросы могут начинаться со слов «Что…?, «Кто…?, «Когда …?, «Как звали….?» и т.д. «Толстые» вопросы – это вопросы, требующие подробного развернутого ответа, сравнения, сопоставления, установления причинноследственных связей. Формулировки могут начинаться словами «Объясните, почему...?», «В чем различие ...?», «Предположите, что будет, если... ?» и т.д. Данный прием чаще использую на уроках литературного чтения, окружающего мира. Так работая над произведением О.Пройслер «Маленькая Баба-яга» учащиеся учились составлять свои вопросы к сказке. Эти вопросы предполагали односложные, простые ответы. Совместно с учителем был сформулирован «толстый» вопрос «В чем различие Бабы –яги из литературной сказки О.Пройслер и Бабы- яги из русских народных сказок». «Толстые» и «тонкие» вопросы удобнее оформлять в виде таблицы. Применение на уроках технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволяет: - лучше запоминать изучаемый материал; - активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке; - работа над вопросами развивать познавательную деятельность; - учащиеся учатся добывать знания, работая в группах, парах, совместно с учителем, а не получают их в готовом виде; - развивать мыслительные процессы анализа, синтеза, сопоставления, умения делать умозаключение. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)