Рабочая программа по педагогике для 11Б класса

Пояснительная записка.
Создание
эффективных
организационно-педагогических
и
психологических условий для активизации процессов личностного и
профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего
среднего образования приобретает особую значимость.
Создание профильных классов педагогической направленности в рамках
данной системы призвано привлечь к обучению на педагогических
специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего
среднего образования.
Эффективной формой работы со старшеклассниками может стать курс
уроков
«основы педагогики» как один из элементов системы непрерывной
специализированной подготовки обучающихся учреждений общего среднего
образования, ориентированной на продолжение образования в вузах
педагогического профиля. В рамках данных уроков для обучающихся
профильных классов педагогической направленности должны быть созданы
благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к
будущей педагогической деятельности.
Уроки, направленные на развитие у обучающихся мотивации к
педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной
компетентности,
психологической
культуры,
будут
способствовать
формированию личности, ориентированной на освоение профессиональнозначимых компетенций, способной к самообучению, самовоспитанию и
самосовершенствованию. Кроме того, они дадут возможность обучающимся
осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей,
а педагогическому коллективу учреждения общего среднего образования –
объективно оценить профессиональную пригодность обучающихся к
педагогической деятельности.
Рабочая программа по курсу «основы педагогики» для 11 профильных
классов педагогического направления составлена на основе следующих
документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с
последующими изменениями
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования на базовом уровне (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г.
№1089)
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. N 1312 (ред. от 30.08.2010 г.) "Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования".
Дисциплина «основы педагогики» изучается в ОУ, в рамках профильных 11 классов
педагогического направления. Программа курса определяет совокупность
необходимых для общего развития, профориентации дальнейшей социализации
личности знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик
Основной целью курса является формирование собственной педагогической позиции
на основе осознания сущностных характеристик образовательного процесса и
осмысления педагогического опыта

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- сформировать у гимназистов современное научное представление о
сущности образовательного процесса и современных педагогических
технологиях;
- обеспечить освоение ценностно-смысловых основ педагогической
деятельности и наполнение предметных знаний личностным смыслом;
- развить профессионально важные качества личности и педагогические
способности (инициативность, самостоятельность, творческие качества,
способность к успешной социализации в обществе, профессиональной
мобильности и др.)
- сформировать умения и навыки осуществления образовательного
процесса и обеспечить готовность к выполнению разнообразных видов
собственной
педагогической
деятельности
(управленческой,
проектировочной, исследовательской).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуацияхнеуспеха;
4. активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5. определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Усвоение учебного материала реализуется с применением
основных групп методов обучения и их сочетаний:
1. Методы

организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
словесные
(рассказ,
беседа),
наглядных
(иллюстрационных
и
демонстрационных),
практических,
и
самостоятельная работа учащихся.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
познавательные игры, творческие задания.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной
деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные
работы
4. В процессе изучения курса используются следующие формы
промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы.

следующие способы обучения: индивидуальный,
индивидуально- групповой, групповой, коллективный.
6. В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные
пособия (таблицы), организационно-педагогические средства
(карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства.
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы
обучающихся:
фронтальная,
индивидуальная,
парная,
групповая,
коллективная.
5. Применяются

Место предмета в учебном базисном плане.
В учебном плане ОУ отводится 34 учебных часов для обязательного изучения
курса «Введение в педагогическую деятельность» в 11 классах из школьного
компонента из расчёта 1 учебный час в неделю ежегодно.
Структура курса. Курс состоит из четырех частей: Общие основы
педагогики, Дидактика, Теория воспитания, Основы школоведения.
Содержание курса «Введение в педагогическую
деятельность»
Раздел 1. Общие основы педагогик
Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции
педагогики. Понятие об основных категориях в педагогике: образование,
воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая система. Общие
понятия и закономерности педагогического процесса и педагогической
деятельности. Педагогический процесс как система и целостное явление.
Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического
процесса. Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе. Понятие
о методологии в педагогике. Содержание методологического знания.
Философские основы педагогики. Системный, личностный, деятельностный и
другие методологические принципы. Научное исследование в педагогике, его
основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.
Теоретические, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опрос, моделирование,
социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в
педагогических исследованиях.
Значение Раздел 2. Дидактика
Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции. Понятие о
процессе обучения. Двухсторонний характер обучения: преподавание и учение.
Функции обучения, их реализация. Целостность учебно-воспитательного
процесса.
Закономерности и принципы обучения.
Характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная
деятельность школьника в целостном процессе обучения. Единство преподавания
и учения. Деятельность учителя и ученика в разных видах обучения: сообщающее,
проблемное, программированное.
Развивающее обучение. Модульное обучение. Понятие о педагогической
технологии, технологии обучения как направлении в дидактике, педагогике.
Виды технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

Информационные технологии обучения. Интернет, виртуальное обучение.
Сущность и функции проверки знаний, методы и формы контроля.
Дидактические тесты. Проблема объективного контроля знаний, информатизация
контроля знаний. Оценка знаний учащихся, критерии оценки как педагогическая
проблема. методологической компетенции учителя.
Раздел 3. Теория воспитания
Воспитание как педагогическое явление. Сущность воспитания и его
особенности. Критерии оценки воспитательного процесса. Характеристика
закономерностей воспитания. Характеристика принципов воспитания. Проблемы
содержательного
процесса.
Целостные
отношения
как
содержание
воспитательного процесса.
Программа воспитания. Понятие социального пространства. Психологический
климат группы. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.
Динамика социального пространства воспитательного процесса. Понятие метода
воспитания.
Система методов воспитания. Система методов педагогического воздействия.
Средства воспитательного процесса. Формы воспитательного процесса.
Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития
общества. Правовые основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи,
образовательных и культурных учреждений в воспитании детей. Педагогические
лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию.
Раздел 4. Основы школоведения
Система общего образования в России. Вопросы теории управления школой.
Основные положения «Закона об образовании». Выбор типа школы и учебного
плана.
Демократизация управления школой. Устав школы – каким ему быть.
Взаимодействие школы и органов образования. Планирование работы в школе.
Требования к руководителю школы. Распределение обязанностей. Организация
личного труда руководителя школы. Упорядочение труда учителей. Содержание и
методика работы педагогического совета. Предметные тематические объединения.
Самообразование учителей. Организация помощи молодому учителю. Аттестация
учителей. Система внутришкольного контроля. Финансовые поступления школы.
Хозяйственные обеспечение школы. Основы законодательства о труде и школе.

Учебно-тематический план (34 часов)

№

Наименование разделов

Количество
часов

1

Общие основы педагогики

7

2

Дидактика

8

3

Теория воспитания

12

4
Основы школоведения
Итого

7
34

Календарно-тематическое планирование по основам педагогики.

1

Воспитание и самовоспитание и его особенности

Колво
часов
1

2

Среда и воспитание. Формировани е личности

1

15.09

№

Тема урока

Дата
план
08.09

3

Закономернос ти воспитания

1

22.09

4

Принципы воспитания

1

29.09

5

Содержание воспитательно го процесса

1

06.10

6

Воспитание нравственност и и морали

1

13.10

7

Программа воспитания современной личности

1

20.10

8

Содержание современного воспитательно го процесса

1

27.10

9

Понятие и классификаци я социального пространства

1

10.11

10

Социальные отношения, ихсодержание и опыт

1

17.11

11

Социальные группы и их виды

1

24.11

12

Психологичес кий климат группы

1

01.12

13

1

08.12

14

Понятие методов воспитания, факторы на них
влияющие
Факторы, влияющие на методы воспитания

1

15.12

15

Система методов воспитания

1

22.12

16

Характеры методов воспитания

1

29.12

17

Воспитательн ая система школы и дошкольного ОУ,
модель выпускника
Формы воспитательно го процесса

1

12.01

1

19.01

1

26.01

20

Концепции семейной педагогики, типы семей,
принципы семейного воспитания.
Правовые основы семейного воспитания

1

02.02

21

Социальная защита и права ребенка

1

09.02

22

Роль учителя и его личных качеств как организатора
1
учебно- воспитательного процесса
Организация деятельности педагогического коллектива 1

16.02

18
19

23

01.03

Факт.

24

Планирование педсоветов, собраний, олимпиад

1

15.03

25

Учебно- педагогическа я документация

1

22.03

26

1

05.04

1

12.04

1

19.04

29

Планирование и организация учебно- методической
работы
Библиотечны й фонд.
Значение библиотеки в работе школы
Индивидуальные консультации по подготовке к
открытым урокам и педагогической конференции
Педагогическая конференция

1

26.04

30

Показательны е зачетные уроки по математике

1

19.04

31

Показательны е зачетные уроки по русскому языку

1

26.04

32

Показательны е зачетные уроки окружающий мир

1

10.05

33

Итоговое внеклассное мероприятие

1

17.05

34 Итоговое внеклассное мероприятие

1

24.05

27
28

Использованная литературы.
1. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. М.: Издво Директ-Медиа, 2014. 279 с.
2.Федорова-Гальберштам А.М. Музыкальная психология. М.: Изд-во Человек,
2013. 32 с.
3. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория
и практика. М.: Академия, 2011. 384 с.
4. Бочкарев Л.А. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во
«Классика XXI». // http://qame.ru/book/common_psychology/psy_music/
5. Гуревич П.С. Психология и педагогика. М.: Юрайт, 2014. 480 с.
6.Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. М.: Изд-во
Проспект, 2013. 464 с.
7. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология//
http://www.twirpx.com/file/450555/ http://www.twirpx.com/file/450555/
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Изд-во Академический
проспект, 2009. 400 с.
9. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. М.:
Академический проект, 2008. 496 с.
10. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального
образования. Учебное пособие. — М.: «Учебно-методический издательский
центр «ГРАФ- ПРЕСС», 2010. – 240 с.//
http://psimart.ru/mainsite/images/psimart.ru/media/Toropova_3-.pdf
Дополнительная литература
1. Любарт Т., Муширу К., Торджман С. Психология креативности. М.: Изд-во
Когито-Центр, 2009. 216 с.
2. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности.
СПб.: Изд-во «Композитор», 2008. 368 с.
3.Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания. Ростов-наДону: Феникс, 2008. 381 с.
4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности /
Л.Л. Бочкарев. – М., 1997. – Введение.

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М., 1993. – Гл. 1. – 95
с.
6. Герцман Е.В. Музыкальная боэциана / Е.В. Герцман. – СПб., 1995. – 153 с.
7. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные
способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXІ век, 2004. – 496 с.
8. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: теория и
практика : учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /
Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. Под ред. Г.М. Цыпина.
– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368.
9. Курт Э. Музыкальная психология / Э. Курт // Альманах муз. психологии. – М.,
1994.
– С. 12-14.
10 Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М., 1993. – Гл. 1. –
95
с.
11. Герцман Е.В. Музыкальная боэциана / Е.В. Герцман. – СПб., 1995. – 153 с.
12. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные
способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXІ век, 2004. – 496 с.
13. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: теория и
практика : учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /
Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. Под ред. Г.М. Цыпина.
– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368.
14. Курт Э. Музыкальная психология / Э. Курт // Альманах муз. психологии. – М.,
1994.
– С. 12-14.
15. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. – Киев,
1989.
– 120 с.
16 .Суслова Н.В. Теоретическая модель музыкального мышления / Н.В. Суслова //
Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. – М., 1999.
– С.
14-25.
17. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы,

суждения, мнения / Г.М. Цыпин. – М., 1994. – 214 с.
18. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы,
суждения, мнения / Г.М. Цыпин. – М., 1994. – 21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».