Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 3Б класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино- Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ № 3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании педагогического

Заместитель директора по УВР

совета школы

______________ Мазокова Т.К.

Протокол №1
от «28»августа 2023 г.

.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________ Кодзокова Р.Т.
Приказ №42 –П
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2444400)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
для 3 «Б» класса

г.п.Терек 2023/2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в
каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований
ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на
окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;

формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу
жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике,
связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность),
так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной
деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и
правил построения взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе
принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;




освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и
общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в
неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России,
родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России.
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам
России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным
ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для
живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и
несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика
на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для
животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и
профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических,

газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на
борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному
и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений
(в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о
природе нашей планеты;

находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,
столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том
числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы,
природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные
ловушки, опасные ситуации, предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи
учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой
адрес;





выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное
суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной
России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека
как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;




проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности
в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи
питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный
труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с
учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного
учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом
виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;


признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и
др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:










понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к
государственным символам России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края;
столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного
искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
 различать расходы и доходы семейного бюджета;
 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;



проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших
явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать
полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе,
сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы
здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.



.

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Как устроен мир
1.1

Природа. Человек

14

0

0

1.2

Общество.

2

0

1

1.3

Экология. Природа в опасности.

4

0

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Это удивительная природа
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

11

0

1

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

4

0

0

2.3

Разнообразие растений

7

0

0

2.4

Разнообразие животных

7

0

0

2.5

Природные сообщества

4

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.6

Великий круговорот жизни.

Итого по разделу

6

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

39

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

3

0

1

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

6

0

2

0

7

Итого по разделу

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
3 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Как устроен
мир.Безопасная
информационная среда

1

0

0

2

Природа.Методы изучения
природы: наблюдения,
сравнения, измерения,
опыты и эксперименты.
Материки и океаны, части
света: картины природы

1

0

0

3

Человек.

1

0

0

4

Что такое общество?

1

0

0

5

Наша Родина - Российская
Федерация
Государственная символика
РФ. Уважение к
государственным символам
России

1

0

0

6

О чем рассказывает план.

1

0

0

Дата
изучения

05.09.2023

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
07.09.2023

https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
14.09.2023

https://m.edsoo.ru/f840ff74

Библиотека ЦОК
28.09.2023

03.10.2023

https://m.edsoo.ru/f84123aa

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
12.09.2023

https://m.edsoo.ru/f840f9fc

7

Что такое экология.

1

0

0

8

Проверь себя по разделу
"Как устроен мир"

1

0

1

9

Зведное небо. Великая
книга природы.

1

0

0

10

Твёрдые вещества,
жидкости, газы.
Определение свойств
твердых веществ,
жидкостей и газов

1

0

0

11

Разнообразие веществ в
природе. Примеры веществ
(соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая
характеристика

1

0

0

12

Воздух как смесь газов.
Значение воздуха для
жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

0

0

13

Вода как вещество.
Определение свойств воды
в ходе практической
работы

1

0

0

14

Распространение воды в
природе: водоёмы, реки.
Круговорот воды в природе

1

0

0

19.09.2023
21.09.2023

http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
26.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841330e

Библиотека ЦОК
17.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
19.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
24.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840d328

Библиотека ЦОК
26.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840cb62

Библиотека ЦОК
14.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840ce78

15

Условия, необходимые для
жизни животных: воздух,
вода, тепло, пища (среда
обитания) – обобщение на
основе результатов
наблюдений и работы с
информацией

1

0

0

16

Значение воды для жизни
живых организмов и
хозяйственной
деятельности людей.
Охрана воды

1

0

0

17

Почва, её состав. Значение
для живой природы

1

0

0

18

Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида
от условий и места
обитания

1

0

0

19

Солнце, растение и мы с
вами.Растение как живой
организм

1

0

0

20

Растения родного края:
названия и краткая
характеристика (на основе
наблюдения)

1

0

0

21

Как растения
размножаются?

1

0

0

22

Развитие растения от
семени до семени (по

1

0

1

10.10.2023

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
16.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
21.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840da26

Библиотека ЦОК
23.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840e282

Библиотека ЦОК
28.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
05.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840e41c

Библиотека ЦОК
07.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840e6a6

результатам практических
работ)

23

Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений). Бережное
отношение человека к
растениям

1

0

0

24

Жизнь животных в разные
времена года. Разнообразие
животных

1

0

0

25

Особенности питания
животных. Цепи питания

1

0

0

26

Размножение и развитие
рыб, птиц, зверей

1

0

0

27

Бережное отношение к
животным – нравственная
ценность людей. Охрана
животного мира в России

1

0

0

28

Разнообразие грибов:
узнавание, называние,
описание

1

0

0

29

Проверочная работа по
теме "Многообразие
растений и животных"

1

0

1

30

Общее представление о
строении организма
человека. Температура
тела, частота пульса как

1

0

1

Библиотека ЦОК
12.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
14.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
19.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
21.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
28.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК
16.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840f240

"Российская электронная школа" 11.01.2024

https://resh.edu.ru/subject/43/3/
"Учи.ру" - https://uchi.ru/teachers/l

Библиотека ЦОК
18.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84104ba

показатели здоровья
человека
31

Органы чувств их роль в
жизни человека

32

Надежная защита
организма.

1

0

0

33

Опорно-двигательная
система и её роль в жизни
человека

1

0

0

34

Пищеварительная система
и её роль в жизни человека

1

0

0

35

Дыхательная система и её
роль в жизни человека

1

0

0

36

Кровеносная и нервная
система и их роль в жизни
человека

1

0

0

37

Профилактика заболеваний.
Роль закаливания для
здоровья растущего
организма

1

0

0

38

Роль двигательной
активности: утренней
гимнастики, динамических
пауз

1

0

0

39

Проверочная работа по
теме "Человек - часть
природы. Строение тела

1

0

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
23.01.2024

12.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8410f78

"Российская электронная
школа"https://resh.edu.ru/subject/43/3/
"Учи.ру" - https://uchi.ru/teachers/l
Библиотека ЦОК

25.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
30.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
01.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК
06.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8410654

Библиотека ЦОК
08.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
13.02.2024

15.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8410910

http://school-collection.edu.ru/catalog/

человека"
40

Знаки безопасности во
дворе жилого
дома.Безопасность в доме

1

0

0

41

Безопасное поведение
пассажира
железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности

1

0

0

42

Безопасное поведение
пассажира авиа и водного
транспорта

1

0

0

43

Соблюдение правил
перемещения внутри двора
и пересечения дворовой
проезжей части. Знаки
безопасности во дворе
жилого дома

1

0

0

44

Нужны ли обществу
правила поведения?
Правила поведения в
социуме

1

0

0

45

Природа и наша
безопасность.

1

0

0

46

Проверь себя. " Наша
безопасность"

1

0

1

47

Для чего нужна экономика.

1

0

0

Библиотека ЦОК
20.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411f90

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
27.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК
05.03.2024

05.10.2023

https://m.edsoo.ru/f84112c0

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
26.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
09.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840fde4

48

Природные богатства и
труд в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая
ценность в культуре
народов России

1

0

0

49

Полезные ископаемые –
богатство земных недр

1

0

0

50

Растеневодство.Растения,
используемые людьми в
хозяйственной
деятельности

1

0

0

51

Животноводство.
Профессии, связанные с
трудом на производстве, в
сельском хозяйстве

1

0

0

52

Какая бывает
промышленность.

1

0

0

53

Что такое деньги.

1

0

0

54

Государственный бюджет

1

0

0

55

Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи

1

0

0

56

Экономика и экология.

1

0

0

57

Города Золотого кольца
России: Сергиев Посад,

1

0

0

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/f841254e

Библиотека ЦОК
14.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8412896

Библиотека ЦОК
21.03.2024

02.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8412a1c

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
12.03.2024
19.03.2024
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8412706
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
11.04.2024
09.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8412ef4
http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
16.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Переславль-Залесский
58

Города Золотого кольца
России: Ростов, Углич,
Ярославль

1

0

0

59

Наши ближайшие соседи.

1

0

0

60

На севере Европы.

1

0

0

61

Что такое Бенилюкс.

1

0

0

62

В центре Европы.

1

0

0

63

По Франции и
Великобритании.

1

0

0

64

По Франции и
Великобритании.

1

0

0

65

На юге Европы.

1

0

0

66

Всемирное наследие.

1

0

0

67

Проверочная работа по
теме "Наша Родина Российская Федерация"

1

0

1

68

Презентация проектов "
Богатства отданные людям"
"Разнообразие природы
родного края"

1

0

0

Библиотека ЦОК
18.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК
23.04.2024
25.04.2024
30.04.2024
02.05.2024
07.05.2024
14.05.2024
16.05.2024

https://m.edsoo.ru/f84140ba
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/catalog/

Библиотека ЦОК
21.05.2024

23.05.2024

24.05.2024

https://m.edsoo.ru/f841380e
http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://school-collection.edu.ru/catalog/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

0

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество«Издательство
«Просвещение»;
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2 частях. Плешаков А. А. Школа России
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методический комплект "Окружающий мир" для 3 класса состоит из учебника, рабочей тетради и пособия
Васильевой Н.Ю.
"Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3-й класс.
Методические рекомендации. 3 класс Автор(ы): Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Соловьева А. Е.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронный образовательные ресурсы:
"Российская электронная школа" - https://resh.edu.ru/subject/43/3/ "Учи.ру" - https://uchi.ru/teachers/l


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».