Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 4А класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;

конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
 описывать
ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;


создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:


осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;


создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с




наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
















использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
Библиотека ЦОК

1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1

0

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

0

0

Итого по разделу

0

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

0

2

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

1

0

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

1

0

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

1

0

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

0

0

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

9

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Дата
изучения

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Государственное устройство РФ
(общее представление).
Конституция РФ. Президент РФ.
Политико-административная
карта России

1

0

0

07.09

2

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребенка

1

0

0

08.09

3

Малая Родина гражданина
России. Достопримечательности
родного края

1

0

4

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

0

0

15.09

5

Наша малая Родина: главный
город

1

0

0

21.09

6

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

0

7

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

0

8

Праздник в жизни общества и
человека

1

0

0

0
0
0

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК

14.09

22.09
28.09
29.09

https://m.edsoo.ru/f841d8ea
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e664

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e4c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e876

9

Государственные праздники
России

1

0

10

Праздники и памятные даты
своего региона

1

0

0

06.10

11

Проверочная работа

1

1

0

12.10

12

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни

1

0

13

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

0

0

19.10

14

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в Московском
государстве

1

0

0

20.10

15

Образование и культура в
Московском государстве

1

0

16

Страницы истории Российской
империи. Пётр 1

1

0

17

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре,
науке, быту

1

0

18

Образование в Российской
империи

1

0

19

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:

1

0

0

0

05.10

13.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418bb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК

0
0

0

0
0

09.11
10.11

16.11

17.11
23.11

https://m.edsoo.ru/f841a082
https://m.edsoo.ru/f841a262
https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419e7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b694

развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

20

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

1

0

0

24.11

21

Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей

1

0

0

30.11

22

Страницы истории России ХХ
века

1

0

0

01.12

23

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: как все
начиналось…

1

0

0

07.12

24

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные сражения

1

0

0

08.12

25

Все для фронта – все для победы

1

0

0

14.12

26

Взятие Берлина. Парад Победы

1

0

0

15.12

27

Мы живём в Российской
Федерации

1

0

0

21.12

28

Проверочная работа

1

1

29

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b89c

Библиотека ЦОК

0
0

22.12
28.12

https://m.edsoo.ru/f841bf72
https://m.edsoo.ru/f841c12a
https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cd14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cf94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ae1a

30

Всемирное культурное наследие
России

1

0

31

Всемирное культурное наследие

1

0

0

11.01

32

Охрана историко-культурного
наследия

1

0

0

12.01

33

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение

1

0

0

18.01

34

Резервный урок. Летописи и
летописцы. Роль монастырей в
развитии образования народа

1

0

35

Резервный урок. Культура
Московского государства.
Творчество скоморохов и
гусляров, первые «потешные
хоромы», первый театр

1

0

36

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "История
Отечества"

1

1

0

26.01

37

Как человек изучает
окружающую природу?

1

0

0

01.02

38

Солнце - звезда

1

0

0

02.02

39

Планеты Солнечной системы
Луна – спутник Земли

1

0

0

08.02

40

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты
вокруг своей оси (практические
работы с моделями и схемами)

1

0

1

09.02

0

0

0

29.12

19.01

25.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d516

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a62c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a82a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

41

Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические работы с
моделями и схемами). Общая
характеристика времен года

1

0

1

15.02

42

Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение на
карте)

1

0

0

16.02

43

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения на
карте)

1

0

0

22.02

44

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

0

0

01.03

45

Водоемы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоемы: океан, море, озеро,
болото. Примеры водоемов в
России.

1

0

0

07.03

46

Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

0

0

14.03

47

Река как водный поток

1

0

0

15.03

48

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте

1

0

0

21.03

Библиотека ЦОК
22.02https://m.edsoo.ru/f841668a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416806

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

49

Водоемы и реки родного края

1

0

0

22.03

50

Проверочная работа

1

1

0

04.04

51

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня.
Связи в природной зоне

1

0

0

05.04

52

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в
природной зоне

1

0

0

11.04

53

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в
природной зоне

1

0

0

12.04

54

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

55

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня.
Связи в природной зоне

1

0

0

19.04

56

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия в
России

1

0

0

25.04

57

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия за
рубежом

1

0

0

26.04

58

Проверочная работа

1

1

0

02.05

59

Защита и охрана природных

1

0

0

03.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417382

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417918
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
1

0

0

18.04

https://m.edsoo.ru/f84183b8
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418778
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841546a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК

богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых, флоры и
фауны)

https://m.edsoo.ru/f84152c6

60

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

0

0

10.05

61

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Формы земной
поверхности и водоёмы"

1

1

0

16.05

62

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Природные
зоны"

1

1

0

17.05

63

О вредных для здоровья
привычках

1

0

0

23.05

64

Планирование маршрутов с
учетом транспортной
инфраструктуры населенного
пункта

1

0

0

24.05

65

Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях культуры
и торговых центрах

1

0

0

30.05

66

Безопасное поведение при езде
на велосипеде и самокате.
Дорожные знаки

1

0

0

30.05

67

Правила цифровой грамотности
при использовании Интернет

1

0

0

31.05

68

Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 4

1

1

0

31.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
0https://m.edsoo.ru/f8415f50

классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

8

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков
А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Плешаков
А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Плешаков
А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир: 4-й класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Плешаков
А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Рабочие тетради 1-4 классы А . А. Плешаков
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных организаций. Плешаков А. А. - М.:
Просвещение,2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/, https://uchi.ru/teachers/hometasks, https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/,https://uchitelya.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».