Рабочая программа учебного предмета Обществознание для 8Г, 8Д, 9А, 9В классов на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а
также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных
условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и
гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском
обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина,
способствует
воспитанию
российской
гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
­самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;













развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных
интересов,
приверженности
правовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации
– в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по
содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать
из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами
для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания
отношений
между
людьми
различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в
семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс.
Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая
жизнь
общества.
Потребности
и
ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.

Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе. Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления
и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.

Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей
и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.

Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по
годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
воплощают
традиционные
российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в
жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения
по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное

участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и

развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,

осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений
и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её
основных проявлениях, экономических системах, собственности,
механизме рыночного регулирования экономики, финансовых
отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о
влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах; объекты спроса и предложения на
рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
 приводить
примеры
способов
повышения
эффективности
производства; деятельности и проявления основных функций
различных финансовых посредников; использования способов
повышения эффективности производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации)
механизмы
государственного
регулирования
экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для
объяснения основных механизмов государственного регулирования
экономики, государственной политики по развитию конкуренции,
социально-экономической роли и функций предпринимательства,
причин и последствий безработицы, необходимости правомерного
налогового поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей
и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своё отношение к предпринимательству и развитию собственного
бизнеса;













решать познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением экономических действий, на основе рационального
выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства;
отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере
экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в
том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных
последствиях безрабо­тицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки
зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели
поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих
свои экономические интересы; практики осуществления экономических
действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов;
использования
различных
способов
повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета; составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав
потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;

приобретать опыт составления простейших документов (личный
финансовый план, заявление, резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности,
на
основе
гуманистических
ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной
жизни общества, о науке и образовании, системе образования в
Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и
его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость)
нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную
культуру и информационную безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере
культуры и образования; влияния образования на социализацию
личности; правил информационной безопасности;
 классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
 сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные
науки, виды искусств;
 устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры
и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
 использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей
и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своё отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;
 овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
 осуществлять поиск информации об ответственности современных
учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли
искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернете в разных источниках информации;









анализировать, систематизировать, критически оценивать и
обобщать социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении
культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере
жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в
соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных
ценностей.
9 КЛАСС

Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской
Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и
референдуме, о политических партиях;
 характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в
обществе на основе его функций; правовое государство;
 приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального
устройства
и
политическим
режимом; реализации функций государства на примере внутренней и
внешней политики России; политических партий и иных общественных
объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе;
демократические и недемократические политические режимы,
унитарное
и
федеративное
территориально-государственное

















устройство, монархию и республику, политическую партию и
общественно-политическое движение, выборы и референдум;
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между
человеком, обществом и государством; между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений
и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе;
для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского
общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении
социальной роли гражданина; о роли информации и информационных
технологий в современном мире для аргументированного объяснения
роли СМИ в современном обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных
ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена
политической
партии,
участника
общественно-политического
движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных
текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью
субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу или схему о функциях государства, политических партий,
формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и
его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие
факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о
формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о
выборах и референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики
с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её
соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:

выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в
дискуссии;
 использовать
полученные знания в практической учебной
деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в
группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в
политической сфере; а также в публичном представлении результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности, на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство
 осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики
Российской Федерации;
 характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия
Президента Российской Федерации, особенности формирования и
функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства
Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших
органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики,
политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения
безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;
 классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;

















сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации
полномочия центральных органов государственной власти и субъектов
Российской Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения
в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»;
для объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к
внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой
по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать
и
конкретизировать
информацию
о
политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской
Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об
основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях
нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным
терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном
статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов
государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из
фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных
материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях
внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших
органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты

из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
 анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве,
о ключевых решениях высших органов государственной власти и
управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего
общества, уважения норм российского права, выражать свою точку
зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания о государстве Российская Федерация
в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала
государственных услуг;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных стату­сах, ролях,
социализации личности; важности семьи как ба­зового социального
института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного
человечества, диалоге куль­тур, отклоняющемся поведении и здоровом
образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных
ролей, социальной политики Российского государства;






















классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать виды социальной мобильности;
устанавливать и объяснять причины существования разных
социальных групп; социальных различий и конфликтов;
использовать полученные знания для осмысления личного
социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних
социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и
личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к разным этносам;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия; направленные на распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе
учебных текстов план (в том числе отражающий изу­ченный материал о
социализации личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом
единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в
модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в
текст;
анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и
статистическую социальную информацию из адаптированных
источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о
выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных
конфликтах; критически оценивать современную социальную
информацию;
оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение
к
людям
других
национальностей;
осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения;
использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа
жизни;
осуществлять совместную деятельность с людьми другой
национальной
и
религиозной
принадлежности
на
основе
веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
 характеризовать сущность информационного общества; здоровый
образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный
процесс;
 приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их
решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния
образования на возможности профессионального выбора и карьерного
роста;
 сравнивать требования к современным профессиям;
 устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для
решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих
объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни,
связи здоровья и спорта в жизни человека;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу
жизни;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие
особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
 осуществлять
смысловое чтение текстов (научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества,
глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её
последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа жизнедеятельности
человека

5

0

0

1.2

Рыночные отношения в экономике

5

0

0

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

0

0

1.4

Домашнее хозяйство

1

0

0

1.5

Экономические цели и функции
государства

4

1

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие и формы

1

0

0

2.2

Наука и образование в Российской
Федерации

4

0

0

2.3

Роль религии в жизни общества

2

0

0

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Роль информации в современном мире

2

0

0

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая власть

3

0

0

1.2

Участие граждан в политике

3

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного строя
Российской Федерации

2

0

0

2.2

Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации

2

0

0

2.3

Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

2.4

Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина

Итого по разделу

2

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

0

0

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции

4

0

0

3.3

Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского
государства

3

0

0

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни

2

0

0

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире

5

0

0

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Экономическая жизнь общества

1

0

0

2

Экономическая система и её
функции. Собственность

1

0

0

3

Производство — источник
экономических благ

1

0

0

4

Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда

1

0

0

5

Деньги, обмен, торговля

1

0

0

6

Рыночная экономика. Конкуренция.
Многообразие рынков

1

0

0

7

Спрос и предложение. Рыночное
равновесие

1

0

0

8

Предприятие в экономике

1

0

0

9

Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость и безработица

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

07.09.2023

https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

Библиотека ЦОК
14.09.2023

https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

Библиотека ЦОК
21.09.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec0124

Библиотека ЦОК
28.09.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

Библиотека ЦОК
05.10.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec091c

Библиотека ЦОК
12.10.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

Библиотека ЦОК
19.10.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

Библиотека ЦОК
26.10.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

Библиотека ЦОК
09.11.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec1132

10

Финансовый рынок и финансовые
посредники

1

0

0

11

Банковские услуги

1

0

0

12

Страховые услуги

1

0

0

13

Защита прав потребителя
финансовых услуг

1

0

0

14

Экономические функции
домохозяйств

1

0

0

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования

1

0

0

16

Источники доходов и расходов
семьи

1

0

0

17

Экономические цели и функции
государства

1

0

0

18

Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по
развитию конкуренции

1

0

0

19

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в экономических
отношениях"

1

0

0

20

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в экономических
отношениях"

1

1

0

21

Культура, её многообразие и
формы.

1

0

0

Библиотека ЦОК
16.11.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

Библиотека ЦОК
23.11.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec175e

Библиотека ЦОК
07.12.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec1920

Библиотека ЦОК
14.12.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

Библиотека ЦОК
21.12.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

Библиотека ЦОК
11.01.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec2046

Библиотека ЦОК
18.01.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

Библиотека ЦОК
25.01.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

Библиотека ЦОК
01.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec255a

Библиотека ЦОК
08.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

Библиотека ЦОК
15.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec29ce

22

Наука. Роль науки в развитии
общества

1

0

0

23

Образование в современном
обществе

1

0

0

24

Образование в Российской
Федерации. Самообразование

1

0

0

25

Политика в сфере культуры и
образования в Российской
Федерации

1

0

0

26

Роль религии в жизни человека и
общества

1

0

0

27

Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные
объединения в Российской
Федерации

1

0

0

28

Что такое искусство. Виды искусств

1

0

0

29

Роль искусства в жизни человека и
общества

1

0

0

30

Роль информации и
информационных технологий в
современном мире

1

0

0

31

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в мире культуры"

1

1

0

32

Защита проектов по теме по теме
"Финансовая грамотность"

1

0

0

33

Защита проектов по теме "Человек в
экономике"

1

0

0

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec305e

Библиотека ЦОК
14.03.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec31da

Библиотека ЦОК
21.03.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec3356

Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

Библиотека ЦОК
11.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec363a

Библиотека ЦОК
18.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

Библиотека ЦОК
25.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

Библиотека ЦОК
02.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

Библиотека ЦОК
16.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

Библиотека ЦОК
23.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

34

Итоговое повторение по темам
"Человек в экономике", "Человек в
мире культуры"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

34

2

0

Библиотека ЦОК
30.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Политика и политическая власть

1

0

0

2

Государство — политическая
организация общества

1

0

0

3

Политические режимы

1

0

0

4

Формы политического участия.
Выборы, референдум

1

0

0

5

Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации

1

0

0

6

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в политическом
измерении"

1

0

0

7

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

0

0

8

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

0

0

9

Высшие органы публичной власти
в Российской Федерации

1

0

0

10

Высшие органы публичной власти

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

09.09.2023
Библиотека ЦОК
16.09.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec4652

Библиотека ЦОК
23.09.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

Библиотека ЦОК
30.09.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec4aee

Библиотека ЦОК
07.10.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

Библиотека ЦОК
14.10.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

Библиотека ЦОК
21.10.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

28.10.2023
Библиотека ЦОК
11.11.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec575a

Библиотека ЦОК

в Российской Федерации

18.11.2023

11

Государственно- территориальное
устройство Российской Федерации

1

0

0

12

Местное самоуправление

1

0

0

13

Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации

1

0

0

14

Повторительно-обощающий урок
по теме «Гражданин и
государство»

1

1

0

15

Социальная структура общества

1

0

0

16

Социальная мобильность

1

0

0

17

Социальный статус человека в
обществе

1

0

0

18

Социальные роли. Ролевой набор
подростка

1

0

0

19

Социализация личности

1

0

0

20

Семья и ее функции

1

0

0

21

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

0

0

22

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

0

0

https://m.edsoo.ru/f5ec591c

Библиотека ЦОК
25.11.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8

Библиотека ЦОК
02.12.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

Библиотека ЦОК
09.12.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a

Библиотека ЦОК
16.12.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec6150

Библиотека ЦОК
23.12.2023

https://m.edsoo.ru/f5ec64de

Библиотека ЦОК
13.01.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

Библиотека ЦОК
20.01.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

Библиотека ЦОК
27.01.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

Библиотека ЦОК
03.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

Библиотека ЦОК
10.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

Библиотека ЦОК
17.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec7190

Библиотека ЦОК
24.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec746a

23

Социальная политика Российского
государства

1

0

0

24

Отклоняющееся поведение

1

0

0

25

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в системе
социальных отношений"

1

0

0

26

Информационное общество.
Сущность глобализации

1

0

0

27

Сущность глобализации

1

0

0

28

Молодёжь — активный участник
общественной жизни

1

0

0

29

Профессиии настоящего и
будущего. Здоровый образ жизни.
Мода и спорт

1

0

0

30

Современные формы связи и
коммуникации: как они изменили
мир

1

0

0

31

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
политическом измерении"

1

1

0

32

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Гражданин и
государство"

1

0

0

33

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
системе социальных отношений"

1

0

0

Библиотека ЦОК
02.03.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec55a2

Библиотека ЦОК
09.03.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec765e

Библиотека ЦОК
16.03.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a

Библиотека ЦОК
23.03.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec96de

Библиотека ЦОК
06.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

Библиотека ЦОК
13.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec9a58

Библиотека ЦОК
20.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec9be8

Библиотека ЦОК
27.04.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

Библиотека ЦОК
04.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

Библиотека ЦОК
11.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

Библиотека ЦОК
18.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

34

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
современном изменющемся мире"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

34

2

0

Библиотека ЦОК
25.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5eca552

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Лобанов И. А. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочая тетрадь по обществознанию 8-9 кл.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по обществознанию. 8-9 классы. Л.Н.Боголюбов
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://edu.ru/catalog/
http://school-collection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».