Аннотация к рабочим программам по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10-11 классах В Кабардино-Балкарской Республике кабардино-черкесский язык, наряду с русским, имеет статус государственного языка республики. Это создает условия для его сохранения и развития в ситуации реального билингвизма, защиты языковых прав коренного народа, обеспечивает его функционирование во всех сферах жизни общества. Ведущим носителем литературного языка является родная литература, через нее осуществляется приобщение к культуре речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, служащая одним из критериев успешности формирования развитой личности. Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» для 5–11классов основного общего образования (далее – Программа) предназначена для обучающихся общеобразовательных организаций, в учебный план которых включено изучение родного языка и родной литературы. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) к программам отдельных учебных предметов и планируемым результатам обучения с учетом основных положений Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации и Закона Кабардино-Балкарской республики «О языках народов КБР». Программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами: – Конституция Российской Федерации (ст. 26); – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); – Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); – Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.); – Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/22 от 23 июня 2022 г.); – Конституция Кабардино-Балкарской Республики (ст. 76 п. 1, 2, 3, ст. 77); – Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 г. № 23-РЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); – Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 г. № 1-РЗ «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики» (с изменениями и дополнениями). Программа разработана с учетом принципов личностноориентированного обучения, в основе Программы лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного образовательного стандарта. В процессе изучения кабардино-черкесской литературы в 10–11 классах используются следующие метапредметные технологии: проектные, интерактивные, интегрированные, личностно-ориентированные технологии. Формы организации учебного процесса: традиционные (урок изложения нового материала, урок-лекция, урок-семинар, урок внеклассного чтения и др.), инновационные: (урок-диспут, деловая игра, урок-конференция, урокинсценировка, урок-исследование, интегрированный урок, урок коммуникации (интеграции «родная литература – родной язык»), урок художественного творчества (интеграции «родная литература – изобразительное, театральное искусство»). Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности Цель и задачи изучения учебного предмета «Родная (кабардиночеркесская) литература». Цель изучения учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» – приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к хранителю культурного наследия кабардинского народа. Задачи изучения учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»: − формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа и особому способу познания жизни; − осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения лучших произведений литературы своего народа; − формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровне; − воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; − воспитание культуры понимания «чужой. итического и интерпретирующего характера; − воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; − осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое досуговое чтение. Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире человека», направленная на изучение современной кабардиночеркесской литературы, отражающей внутренние переживания человека в условиях информационного общества, нравственные и духовные трансформации, связанные с глобальными изменениями в жизни общества. Место учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в учебном плане. В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родная литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. На изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10–11 классах выделяется по 1 ч. − по 34 ч. в каждом классе . Формы контроля - обобщающая беседа по изученному материалу; - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); - составление учащимися авторского текста на основе исходного. - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя. Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение Методические пособия 1. Кабардино-черкесская литература:10кл. Автор-составитель БаловаЛ.Ф.Нальчик. «Эльбрус», 2022 год. 2.Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с. 3.Кабардино-черкесская литература: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022.