Аннотация к рабочим программам по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10-11 классах

Аннотация к рабочим программам по учебному предмету «Родная
(кабардино-черкесская) литература» в 10-11 классах
В Кабардино-Балкарской Республике кабардино-черкесский язык, наряду
с русским, имеет статус государственного языка республики. Это создает
условия для его сохранения и развития в ситуации реального билингвизма,
защиты языковых прав коренного народа, обеспечивает его
функционирование во всех сферах жизни общества. Ведущим носителем
литературного языка является родная литература, через нее осуществляется
приобщение к культуре речи, обогащение словарного запаса, формирование
грамматически правильной речи, служащая одним из критериев успешности
формирования развитой личности. Примерная рабочая программа учебного
предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» для 5–11классов
основного общего образования (далее – Программа) предназначена для
обучающихся общеобразовательных организаций, в учебный план которых
включено изучение родного языка и родной литературы. Программа
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС
ООО) к программам отдельных учебных предметов и планируемым
результатам обучения с учетом основных положений Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина Российской
Федерации и Закона Кабардино-Балкарской республики «О языках народов
КБР».
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
правовыми документами: – Конституция Российской Федерации (ст. 26); –
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); – Закон
Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); – Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287);
– Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
– Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №
3/22 от 23 июня 2022 г.); – Конституция Кабардино-Балкарской Республики

(ст. 76 п. 1, 2, 3, ст. 77); – Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24
апреля 2014 г. № 23-РЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
– Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 г. № 1-РЗ «О
языках народов Кабардино-Балкарской Республики» (с изменениями и
дополнениями). Программа разработана с учетом принципов личностноориентированного обучения, в основе Программы лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного образовательного стандарта.
В процессе изучения кабардино-черкесской литературы в 10–11 классах
используются следующие метапредметные технологии: проектные,
интерактивные, интегрированные, личностно-ориентированные технологии.
Формы организации учебного процесса: традиционные (урок изложения
нового материала, урок-лекция, урок-семинар, урок внеклассного чтения и
др.), инновационные: (урок-диспут, деловая игра, урок-конференция, урокинсценировка, урок-исследование, интегрированный урок, урок
коммуникации (интеграции «родная литература – родной язык»), урок
художественного творчества (интеграции «родная литература –
изобразительное, театральное искусство»). Содержание учебного предмета
может реализовываться и во внеурочной деятельности
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родная (кабардиночеркесская) литература».
Цель изучения учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская)
литература» – приобщение обучающихся к литературному наследию
кабардинского народа, развитие устной и письменной речи на родном языке,
обучение основным теоретико-литературным понятиям, воспитание
ценностного отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к
хранителю культурного наследия кабардинского народа.
Задачи изучения учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская)
литература»: − формирование отношения к литературе как к одной из
основных культурных ценностей народа и особому способу познания жизни;
− осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения лучших произведений литературы своего народа; −
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на эмоциональном и
интеллектуальном уровне; − воспитание культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его

словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера; − воспитание культуры понимания «чужой.
итического и интерпретирующего характера; − воспитание культуры
понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к языкам, к
ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; − осознание
значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития,
формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое
досуговое чтение.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем
мире человека», направленная на изучение современной кабардиночеркесской литературы, отражающей внутренние переживания человека в
условиях информационного общества, нравственные и духовные
трансформации, связанные с глобальными изменениями в жизни общества.
Место учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в
учебном плане. В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родная
литература» входит в предметную область «Родной язык и родная
литература» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
в 10–11 классах выделяется по 1 ч. − по 34 ч. в каждом классе .
Формы контроля
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой
(целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного.
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1. Кабардино-черкесская литература:10кл. Автор-составитель
БаловаЛ.Ф.Нальчик. «Эльбрус», 2022 год.
2.Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 11 кл.
общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.
3.Кабардино-черкесская литература: Учебник для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».