Рабочая программа по литературному чтению для 3А класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ № 3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического

Зам. директора по УВР

Директор

совета школы

_____________ Мазокова Т.К

__________________ Кодзокова Р.Т.
. Приказ№42-П от «30» августа 2023 г

Протокол №1
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 944970)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1-4 классов
для 3 «А»класса
г.п.Терек 2023/2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и
литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного
изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных),
которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована
на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который
обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить
формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,

знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося,
реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения
в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность
предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на
уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего развития личности человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при
анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными
результатами по классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью,
обеспечивающей понимание и использование информации
 для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам
обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению
раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения:
соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных
традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной
грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности
обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального
общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты
за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального
общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в
основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный
интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом
классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы
(произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и
настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о
Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков.
Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и
величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к
произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм,
логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев
«Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки,
считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов
России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный
словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные
ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о
животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика).
Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины
В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана
сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как
способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии.
Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика
главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического

песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление
в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»,
былина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина:
средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина
в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного
текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с
фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я.
Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного
паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие
недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее
двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых
выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и
другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ
передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А.
П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её
выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания

пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция),
в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза
прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов
«Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни,
быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием.
Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как
часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица,
различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текстарассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В.
М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов
«Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность,
преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М.
Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания
(портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга»,
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на
войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания,
особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы

крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета,
отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль
и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения.
Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических
рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая
семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш.
Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных
зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В.
Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения
художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с
учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила
юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
 читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без
отметочного оценивания);
 различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;

анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить
текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию
произведения, характеризовать героя;
 конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
 сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но
разной тематики;
 исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
 сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую
(музыкальное произведение);
 подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по
тематике, настроению, средствам выразительности;
 выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
 формулировать вопросы по основным событиям текста;
 пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
 выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
 сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
 принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид
чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
 оценивать качество своего восприятия текста на слух;
 выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:







участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать)
несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о
манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать
свой вклад в общее дело.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к
изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре
своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека,
проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в
ситуации нравственного выбора;
 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам
искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы;
 понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих
художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание:


бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых
в литературных произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание
важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей,
чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
 потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы,
развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности
в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам
и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при
составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные
учебные действия:


общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные
действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены
по годам обучения.
3 КЛАСС
 отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной
литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в
контексте изученных произведений;
 читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и
небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
 читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
 различать художественные произведения и познавательные тексты;
 различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм,
рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
 понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
 различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы,
народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы

















(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора
разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную
мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов
текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять
портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами
героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям
(по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание
пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в
тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер,
тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение,
эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и
диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно
формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе
изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением
лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на
заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный
письменный текст;
 составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
 сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного
произведения;
 использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию,
иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
 выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге;
 использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и
информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

О Родине и её истории

6

0

0

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

1

0

3

Творчество И.А.Крылова

4

0

0

4

Творчество А.С.Пушкина

9

1

0

5

Картины природы в произведениях
поэтов и писателей ХIХ века

8

0

0

6

Творчество Л.Н.Толстого

10

1

0

7

Литературная сказка

9

0

0

8

Картины природы в произведениях
поэтов и писателей XX века

10

1

0

9

Произведения о взаимоотношениях
человека и животных

16

1

0

10

Произведения о детях

18

1

0

11

Юмористические произведения

6

0

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

12

Зарубежная литература

10

1

0

13

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

4

0

0

Резервное время

10

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

1
2

3

4

5

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Знакомство с учебником по
литературному чтению.

1

0

0

Русские народные песни.
Небылицы.

1

Докучные сказки. Народные
промыслы.

1

Русская народная сказка « Сестри
ца Аленушка и братец Иванушка»

1

Русская народная сказка « Иван-

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

04.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

0

0

06.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47a6e

0

0

08.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47b72

0

0

11.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

0

0
13.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

царевич и Серый волк»
Русская народная сказка « Иванцаревич и Серый волк»

1

0

0

15.09.2023

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Русская народная сказка «Сивкабурка»

1

0

0

18.09.2023

7

1

0

0

20.09.2023

8

Русская народная сказка «Сивкабурка»
Обобщение по разделу «Устное
народное творчество».

1

0

0

22.09.2023

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc483ec
https://m.edsoo.ru/8bc4a25a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Устное народное
творчество.Повторение.

1

0

0

25.09.2023

10

Как научиться читать стихи.

1

0

0

27.09.2023

Что уже знаем и умеем. В мире
книг.

1

0

0

29.09.2023

12
13

Ф.И.Тютчев «Листья»

1

0

0

02.10.2023

А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из
окошка…»

1

0

0

04.10.2023

И.С.Никитин « Встреча зимы»

1

0

0

06.10.2023

И.З.Суриков «Детство»

1

0

0

09.10.2023

11

14

15
16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a610
https://m.edsoo.ru/8bc4850e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc489a0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48ab8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4aa16
https://m.edsoo.ru/8bc49cc4

17

И.З.Суриков «Зима»

1

0

0

11.10.2023

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует
над бором…»

1

0

0

13.10.2023

18

Обобщение
по
«Поэтическая тетрадь».

1

0

0

16.10.2023

19

Поэтическая тетрадь.Повторение.

1

0

0

18.10.2023

А.С.Пушкин. Лирические
стихотворения.

1

1

0

20.10.2023

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

0

0

23.10.2023

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

0

0

25.10.2023

1

0

0

27.10.2023

24

А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его…»
А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его…»

1

0

0

08.11.2023

25

1

0

0

10.11.2023

26

А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его…»

разделу

20

21

22

23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ae44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b542
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bb46
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bc7c
https://m.edsoo.ru/8bc4be98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b7ae
https://m.edsoo.ru/8bc4bd94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c0b4
https://m.edsoo.ru/8bc4af70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5142
«Единая коллекция
цифровых образова
тельных ресурсов» http://school-

collektion.edu/ru
«Единая коллекция
цифровых образова
тельных ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

1

0

0

13.11.2023

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

1

0

0

15.11.2023

М.Ю.Лермонтов. Статья
В.Воскобойникова.

1

0

0

17.11.2023

29

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cd98

30

М.Ю.Лермонтов «Утес»

1

0

0

20.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194

31

М.Ю.Лермонтов
вершины»

1

0

0

22.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d298

32

Детство Л.Н.Толстого.

1

0

0

24.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072

33

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса
на траве».

1

0

0

27.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6

34

Л.Н.Толстой «Куда девается вода
из моря?»

1

1

0

35

Л.Н.Толстой «Акула».

1

0

0

01.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8

36

Л.Н.Толстой «Прыжок».

1

0

0

04.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4

37

Обобщение по разделу «Великие

1

0

0

06.12.2023

Библиотека ЦОК

27

28

«Горные

29.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4

русские писатели».

https://m.edsoo.ru/8bc4c80c

38

Великие русские
писатели.Повторение.

1

0

0

08.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c938

39

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про
Храброго зайца – длинные уши,
косые глаза, короткий хвост».

1

0

0

11.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cb68

40

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

1

0

13.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ca64

41

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

0

0

15.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cc80

42

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

0

0

18.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d43c

43

В.М.Гаршин «Лягушкапутешественница»

1

0

0

18.12.2023

В.М.Гаршин «Лягушкапутешественница»

1

0

0

20.12.2023

44

«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e24c

45

Обобщение по разделу
«Литературные сказки».

1

0

0

22.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d676

46

Литературные сказки. Повторение.

1

0

0

25.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e35a

47

М.Горький «Случай с Евсейкой»

1

0

0

27.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f066

48

К.Г.Паустовский «Растрепанный
воробей»

1

0

0

49

К.Г.Паустовский
воробей»

1

0

0

10.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e684

50

Притча «Что побеждает?»

1

0

0

12.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4eb98

51

А.И.Куприн «Слон»

1

0

0

15.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e576

52

А.И.Куприн «Слон»

1

0

0

17.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e972

53

Обобщение по разделу «Были –
небылицы»

1

1

0

19.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4eecc

54

Были – небылицы. Повторение.

1

0

0

22.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e45e

55

Саша Черный «Воробей»

1

0

0

24.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ed00

56

Саша Черный «Что ты тискаешь
утенка?»

1

0

0

26.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d784

57

Саша Черный «Слон»

1

0

0

29.01.2024

58

А.А.Блок «Сны»

1

0

0

31.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8

59

А.А.Блок «Ворона»

1

0

0

02.02.2024

«Растрепанный

29.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d554
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f548

60

М.М. Пришвин «Моя Родина»

1

0

0

05.02.2024

61

С.А. Есенин «Черёмуха»

1

0

0

07.02.2024

62

Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь»

1

0

0

09.02.2024

63

Поэтическая тетрадь. Повторение.

1

0

0

12.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f69c

64

И.С. Соколов-Микитов
«Листопадничек»

1

0

0

14.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f82c

65

И.С. Соколов-Микитов
«Листопадничек»

1

0

0

16.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f958

66

В.И.Белов «Малька провинилась»

1

0

0

19.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e

67

В.И.Белов «Еще про Мальку»

1

0

0

21.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fe30

68

В. Драгунский «Он живой и
светится…»

1

0

0

26.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ff70

69

В.П.Астафьев «Капалуха»

1

0

0

28.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50358

70

Б.С.Житков «Про обезьянку»

1

0

0

01.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc504ac

71

Б.С.Житков «Про обезьянку»

1

0

0

04.03.2024

72

Б.С.Житков «Про обезьянку»

1

0

0

06.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5072c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50876

1

0

0

11.03.2024

73

Обобщение по разделу «Люби всё
живое»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50984

74

Люби всё живое. Повторение.

1

0

0

13.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50aa6

75

С.Я Маршак «Гроза днем»

1

0

0

15.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc513ac

76

С.Я Маршак «В лесу над росистой
поляной»

1

0

0

18.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc514ba

77

А.Л.Барто «Разлука»

1

0

0

20.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5169a

78

А.Л.Барто «В театре»

1

0

0

22.03.2024

79

С.В.Михалков «Если»

1

0

0

01.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc518de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc519f6

80

М. Дружинина «Мамочка –
мамуля!»

1

0

0

03.04.2024

81

Т. Бокова «Родина…»

1

0

0

Е.А.Благинина «Кукушка»

1

0

Е.А.Благинина «Котенок»

1

0

1

84
85

Поэтическая тетрадь. Повторение.

1

86

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке –
наберешь кузовок»

1

0

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc524d2

08.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50e34

10.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50f6a

12.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51096

15.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc522a2

0

83
Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь»

05.04.2024
0

82

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51b04

17.04.2024

«Единая коллекция
цифровых
образовательных

ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52806

87

М.М.Зощенко «Золотые слова»

1

0

0

19.04.2024

88

М.М.Зощенко «Золотые слова»

1

0

0

22.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52bd0

89

М.М.Зощенко «Великие
путешественники»

1

0

0

24.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52da6

90

М.М.Зощенко «Великие
путешественники»

1

0

0

91

Н.Н.Носов «Федина задача»

1

0

0

92

А. Платонов «Цветок на земле»

1

0

0

03.05.2024

93

А. Платонов «Цветок на земле»

1

0

0

06.05.2024

94

Н.Н.Носов «Телефон»

1

0

0

08.05.2024

Обобщение по разделу «Собирай
по ягодке – наберёшь кузовок»

1

0

0

13.05.2024

95

Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок. Повторение.

1

0

0

96
97

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1

0

0

16.05.2024

98

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1

0

0

17.05.2024

26.04.2024
29.04.2024

15.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52928
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52ebe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52fd6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53242
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53364
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5347c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53710
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53a12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc541a6

99

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1

0

0

100

Обобщение по разделу
«Зарубежная литература»

1

0

0

101

Зарубежная литература.
Повторение.

1

0

0

22.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5434a

Задания на лето. Проект «Мой
любимый писатель-сказочник»

1

0

0

24.05.2024

102

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53bca

136

9

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

19.05.2024
20.05.2024

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.
А. Виноградская).
2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, м. В. Голованова, Л.
А. Виноградская).
3. Методическое пособие. ФГОС .В помощь учителю. Авторы : С.В. Кутявина
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронный образовательный ресурс:
"Российская электронная школа"
https://resh.edu.ru/subject/13/3/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».