ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка» во 2 классе – 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твѐрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ѐ, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твѐрдости ‑ мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твѐрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ѐ, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространѐнные предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учѐта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твѐрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости); определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объѐмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объѐмом не более 45 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного текста объѐмом 3045 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные ифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 6 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 3 Лексика 10 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 4 Состав слова 14 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 5 Морфология 19 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 6 Синтаксис 8 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 Резервное время 32 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 17 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира 1 0 0 2 Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков 1 0 3 Парные и непарные по твѐрдости мягкости согласные звуки 1 0 4 Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) 1 0 5 Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу 1 0 6 Сочетания чк, чн, чт, щн, нч 1 0 7 Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки 1 0 8 Повторение алгоритма списывания текста 1 0 9 Входной контрольный диктант 1 1 0 14.09 10 Использование на письме разделительных ъиь 1 0 0 15.09 Библиотека ЦОК 11 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 0 18.09 Библиотека ЦОК 0 0 0 0 0 0 0 0 04.09 05.09 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ef9 06.09 Библиотека ЦОК 07.09 Библиотека ЦОК 08.09 Библиотека ЦОК 11.09 Библиотека ЦОК 12.09 Библиотека ЦОК 13.09 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841fb4a https://m.edsoo.ru/f841f168 https://m.edsoo.ru/f841f938 https://m.edsoo.ru/f841f708 https://m.edsoo.ru/f841f50a https://m.edsoo.ru/f841f35c https://m.edsoo.ru/f8421800 https://m.edsoo.ru/f842163e 12 Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком 1 0 0 19.09 13 Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами 1 0 0 21.09 14 Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями 1 0 0 22.09 Библиотека ЦОК 15 Перенос слов по слогам 1 0 25.09 Библиотека ЦОК 0 https://m.edsoo.ru/f84219d6 https://m.edsoo.ru/f8421c24 Библиотека ЦОК 16 Перенос слов по слогам: закрепление 1 0 0 26.09 17 Контрольное списывание. Делением текста на предложения 1 1 0 27.09 18 Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы 1 0 0 28.09. 19 Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) 1 1 0 29.09 20 Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос 1 0 0 02.10 Библиотека ЦОК 21 Выбор языковых средств для выражения собственного мнения 1 0 03.10 Библиотека ЦОК 22 Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. 1 0 04.10 Библиотека ЦОК 23 Предложение как единица языка 1 0 0 05.10 24 Восклицательные и невосклицательные 1 0 0 06.10 0 0 https://m.edsoo.ru/f8421e54; https://m.edsoo.ru/f84220ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84284ac https://m.edsoo.ru/f84291f4 https://m.edsoo.ru/f84293ca https://m.edsoo.ru/f84296c2 Библиотека ЦОК предложения https://m.edsoo.ru/f8429ec4 09.10 Библиотека ЦОК 10.10 Библиотека ЦОК 11.10 Библиотека ЦОК 12.10 Библиотека ЦОК 13.10 Библиотека ЦОК 16.10 Библиотека ЦОК 25 Виды предложений по цели высказывания 1 0 26 Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения 1 0 27 Предложение и слово 1 0 28 Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) 1 0 29 Связь слов в предложении 1 0 30 Предложение: систематизация знаний 1 0 31 Контрольный диктант .Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу , чк, чн, чт. 1 1 0 17.10 32 Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении 1 0 0 18.10 33 Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) 1 1 34 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 0 35 Диалогическая форма речи 1 0 36 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 https://m.edsoo.ru/f842a086 https://m.edsoo.ru/f842a23e https://m.edsoo.ru/f842b152 https://m.edsoo.ru/f842b878 https://m.edsoo.ru/f842a23e https://m.edsoo.ru/f842ba62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842bf44 19.10 23.10 Библиотека ЦОК 24.10 Библиотека ЦОК 25.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c750 https://m.edsoo.ru/f842e56e https://m.edsoo.ru/f842e758 групповой работы 37 Словарный диктант. Перенос слов. 1 1 0 26.10 38 Изменение формы слова с помощью окончания 1 0 0 27.10 39 Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 0 40 Однокоренные (родственные) слова. Корень слова 1 0 41 Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова 1 0 42 Составление устного рассказа по репродукции картины 1 0 43 Корень как часть слова 1 0 44 Корень как общая часть родственных слов 1 0 45 Единообразное написание гласных в корне 1 0 46 Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова 1 0 47 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова 1 0 48 Списывание текста. Словарный диктант 1 1 0 17.11 49 Корень слова: обобщение знаний 1 0 0 18.11 50 Правописание слов с безударным гласным 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 06.11 07.11 08.11 09.11 10.11 13.11 14.11 15.11 16.11 20.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842eb5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842edb6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f3a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fbda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430526 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430710 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430ff8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84313a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431746 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843191c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84321b4 Библиотека ЦОК звуком в корне https://m.edsoo.ru/f8432768 51 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление 1 0 0 21.11 52 Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова 1 0 0 22.11 53 Непроверяемые гласные в корне слова 1 54 Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова 1 0 55 Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова 1 0 56 Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова 1 0 57 Контрольный диктант. Правописание и перенос слов с мягким знаком. 1 1 58 Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова 1 59 Учимся писать буквы согласных в корне слова 1 0 60 Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова 1 0 61 Суффикс как часть слова 1 0 0 0 0 0 0 23.11 24.11 27.11 28.11 0 29.11 0 30.11 0 0 01.12 04.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432a1a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432d80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843303c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433500 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84343e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84287ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 Библиотека ЦОК 0 05.12 https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК 62 Суффикс как часть слова: наблюдение за значением 63 Списывание текста. Словарный диктант 64 Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имѐн существительных 1 0 0 08.12 65 Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имѐн прилагательных 1 0 0 11.12 66 Приставка как часть слова (наблюдение) 1 0 0 12.12 67 Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок 1 0 0 13.12 68 Итоговый 1 1 0 14.12 69 Роль суффиксов и приставок 1 0 0 15.12 70 Состав слова: систематизация знаний 1 0 0 18.12 71 Состав слова: обобщение 1 0 контрольный диктант 1 0 0 06.12 1 1 0 07.12 https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b42c, https://m.edsoo.ru/f842b648 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК 0 19.12 https://m.edsoo.ru/f8423f9c, https://m.edsoo.ru/f8424190 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 72 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове 1 0 73 Контрольный диктант. Проверяемая безударная гласная 1 1 0 21.12 74 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова 1 0 0 22.12 75 Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове 1 1 0 76 Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове 1 0 0 77 Словарный диктант. Правописание слов с разделительным ь 1 1 0 27.12 78 Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова 1 0 0 28.12 79 Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) 1 0 0 29.12 80 Списывание текста. Словарный диктант 1 1 0 09.01 81 Составление устного рассказа по репродукции картины 1 0 0 10.01 82 Слово и его значение 1 0 83 Значение слова в словаре 1 0 0 12.01 84 Однозначные и многозначные слова 1 0 0 15.01 0 20.12 25.12 26.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84276d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842730e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422494 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК 0 11.01 https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428aec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c750 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84296c2 85 Значение слова в словаре и тексте 1 0 86 Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова 1 0 87 Синонимы 1 0 88 Синонимы в тексте 1 0 0 19.01 89 Антонимы 1 0 0 22.01 90 Наблюдение за использованием антонимов 1 0 91 Обобщение знаний по разделу «Лексика» 1 0 92 Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем 1 0 93 Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа 1 1 0 94 Резервный урок по разделу лексика 1 0 0 29.01 95 Диктант на изученные правила (орфограммы корня) 1 1 0 30.01 96 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 0 0 97 Текст 1 0 98 Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 16.01 17.01 18.01 23.01 24.01 25.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429ec4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84291f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429906 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429cd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429adc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842900a 26.01 31.01 01.02 02.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a23e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b152 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b878 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 последовательность предложений в тексте. 99 Тема текста 1 0 100 Основная мысль 1 0 101 Заглавие текста 1 0 102 Подбор заголовков к предложенным текстам. 1 0 103 Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам 1 0 104 Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов 1 0 105 Последовательность частей текста (абзацев). 1 0 106 Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений 1 0 107 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений 1 0 108 Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев 1 0 109 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев 1 0 110 Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45 слов с опорой на вопросы 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 05.02 06.02 07.02 08.02 09.02 12.02 13.02 14.02 15.02 16.02 19.02 20.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842ba62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842bd28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842bf44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428e2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c32c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c53e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c958 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842cb2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d240 111 Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов 1 0 112 Имя существительное как часть речи 1 0 113 Имя существительное: значение 1 0 114 Употребление прописной и строчной буквы 1 0 115 Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»), 1 0 116 Имя существительное: изменение по числам 1 0 117 Число имѐн существительных 1 0 118 Имя существительное: употребление в речи 1 0 119 Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных 1 0 120 Прописная буква в именах собственных: географические названия 1 0 121 Диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) 1 1 0 07.03 122 Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы 1 0 0 11.03 123 Глагол как часть речи 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 21.02 22.02 26.02 27.02 28.02 29.02 01.03 04.03 05.03 06.03 12.03 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d47a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e38e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d682 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e56e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e974 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e758 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842eb5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842edb6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f3a6 124 Глагол: значение 1 0 125 Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. 1 0 126 Единственное и множественное число глаголов 1 127 Контрольный диктант 1 1 0 18.03 128 Обобщение знаний о глаголе 1 0 0 19.03 129 Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45 слов с опорой на вопросы 1 0 130 Имя прилагательное как часть речи 1 0 131 Имя прилагательное: значение 1 0 132 Связь имени прилагательного с именем существительным 1 0 133 Обобщение знаний об имени прилагательном 1 0 134 Предлог. Отличие предлогов от приставок 1 0 135 Наиболее распространѐнные предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. 1 0 136 Раздельное написание предлогов с именами существительными 1 0 0 13.03 0 14.03 0 15.03 0 0 0 0 0 0 0 0 20.03 21.03 22.03 01.04 02.04 03.04 04.04 05.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fbda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f6f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fa4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430332 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430ff8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84311d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84313a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431746 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843191c 137 Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление 1 0 138 Части речи: систематизация знаний 1 0 139 Части речи: обобщение 1 0 140 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация 1 0 141 Резервный урок по разделу морфология: части речи 1 0 142 Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных 1 0 143 Резервный урок по разделу морфология: роль имѐн существительных в тексте 1 0 144 Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте 1 0 145 Резервный урок по разделу морфология: роль имѐн прилагательных в тексте 1 0 146 Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание 1 0 0 18.04 147 Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание 1 0 0 19.04 148 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение 1 0 149 Текст-описание 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 08.04 09.04 10.04 11.04 12.04 13.04 15.04 16.04 17.04 22.04 23.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431d40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431b06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843233a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84324ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843260a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84321b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431fd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432768 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432a1a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432d80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843303c 150 Особенности текстов-описаний 1 0 151 Текст-повествование 1 0 152 Особенности текстов-повествований 1 0 153 Различение текстов-описаний и текстовповествований 1 0 154 Текст-рассуждение 1 0 0 30.04 155 Особенности текстов-рассуждений 1 0 0 02.05 156 Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста 1 0 157 Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста 1 0 158 Резервный урок по разделу развитие речи: пишем текст по предложенному плану 1 0 159 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание 1 0 160 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование 1 0 161 Итоговый контрольный диктант 1 1 162 Резервный урок по разделу развитие речи: подробное изложение текста 1 0 Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа 1 1 163 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 24.04 25.04 26.04 29.04 03.05 06.05 07.05 08.05 10.05 13.05 14.05 0 15.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433500 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433e88 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434072 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843422a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84343e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434784 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433cda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433924 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433af0 164 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 165 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 0 0 17.05 166 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм. 1 0 0 20.05 167 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 0 0 21.05 168 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 1 169 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 1 0 23.05 170 Резервный урок по разделу орфография 1 0 0 24.05 170 17 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 16.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423b6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК 0 22.05 https://m.edsoo.ru/f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8425cca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8425ea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. Учебник.2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебное пособие ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Электронное приложение к учебнику "Русский язык" 2 класс МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ мультимедийное оборудование ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ словари Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)