Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 7-8 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ (СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА J\ЪЗ ИМЕНИ
Т.К.МАЛЬБАХОВА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК))

Принято
Педагогическим советом
Протокол Лb У
сЦ> 00 2vOгод

Утверждено

мкоу сош

!иректор
J'.l!3

им.Т.К.Мальбахова
г.п.Терек
Р,Т.Кодзокова

,/,Е

0f

zop

,?/1z?Тrr-v

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБIIIЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

(Робототехника)>
Уровень

программы

- стартовыи

Адресат программы: обучающиеся 7-8 классов,
Срок освоепия программы: l год,
Составитель программы:
Оразаев Рустам Казбекович,
педагог дополнительного образования,

г. Терек,2020г

Содержание:

1.1.Пояснительная записка (общая характеристика програ}.{мы)- (стр З-5)
. направленностьпрограN{мы
. актуаJIьностьпрограI,tмы

.
о
о
.
.

адресат програ}.{мы

объем программы

формы реализации программы и виды заяятий
срок освоения программы
режим занятий
1.2. Щель и задачи программы (стр 6)
1. 3. Содержапие программы (стр 7-9)

о
.

учебно-тематическийплан
содержаниеучебно-тематическогоплана
1.4 Планируемые результаты освоепия программы (стр 10)
2. Комплекс оDганизационн о-педагогическпх чсловии: (стр l
2. l . Календарный учебный график
2.2. У словмя реализации програN{мы
2.3. Формы атгестации по итогам реализации программы
3. Список литеDатyDы: (стр 1З)
a для обучшощихся
a для педагога

1-

12)

z

!Щlмплекс основных характеDистик дополнительной обшеобразовательной
обшеоазвиваю щеи пDогDаммы:

1.1 Пояснительнаязаппска
Направленность программы - техническая
Робототехника - область науки и техники, ориентированнfuI на создание роботов и
робототехнических систем, построенньп на базе мехатронньж модулей (информационно-

сенсорньrх, исполнительньD( и управляюпцх).
Акгуальносгь и практпческая значимость данной программы обусловлена тем,
что полуtlенные на занятияt знания становятся дllя ребят необходимой теоретической и
практической основой их дапьнейшего )п{астия в техническом творчестве, выборе
будущей профессии, в определении жизненного п}ти. Овладев же навыками творчества
сегодня, они, в дальнейшем] сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых
делах, .Щанная програ}.rма помогает раскрьпь творческий потенциал обуrающегося,
определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире,
способствует формироваrию стемления стать мастером, исследователем, новатором.
Содержание данной программы построено таким образом, что обуlающиеся под
руководством педагога смог},т не только создавать роботов посредством конструктора
(СТЕМ Лаборатория>, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя
эксперименты, узнавать новое об окрркающем их мире. Полуrенное знание служит при
этом и доказательством истинности (или ложности) вьцвинугьtх юными
экспериментаторitJtли тех или иньгх теоретических предположений, поскольку именно в
ходе творчества они подтверждаются или опровергЕlются пракгикой.
Отличительные особенности программы
Программа основана на принципzlх развивающего обуlения, способствует
повышению качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и
усилению мотивации к обучению. Модули (СТЕМ Лаборатория> способств},ют изучению

основам информационных технологий и материального производства. устан€lвливiц

взаимосвязи между идеями и подходalми, которые применяются при выполнении заданий,
представленных на видеокJ]ипzlх и фотографиях. демоЕстрир},ющих peдIbнo
используемые технологии. .П.ля реапизачии программь! в кабинете имеются модули набора
кСТЕМ Лаборатория), ресурсные наборы, базовые детали, компьютеры.
Образовательная програýrма явJIяется программой кбазового> уровня и
предполtгает постепенньй переход на прогрzlN{му (продвин},того) уровня.

Адресат программы
Программа ориентирована на дополнительное образование обучаIощихся 7-8
кJIассов, с наполняемостью в группах l0- l8 человек.
Объем программы
Объем программы 8l час.
Форма реализации программы и виды запятий
Форма обччения- очнrц.
ФормЫ реалпзациИ программы - инновационная форма реализации общеразвивающих
програN{м - технопарк.

Виды занятИй: беседа, рассказ, лекция, техническое

соревнование, экск}рсия,
отчет,
творческий
индивидуальная защита проектов. творческая мастерскarя.
программой предусмотрено проведение комбинировшrных занятий: занятия
состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени
зtlнимает практическм часть.
опора на различные виды деятельности. при ре{rлизации программы,
особенностИ содержания опредеJIяют выбор следующих форм организации
образовательного процесса:
з

Учебные занятия (основа - познавательнiц деятельность).
Освоение обучающимися учебной информации происходит эффективно при
условии организации за}ulтия теории совместно с лабораторным практикумом дJuI
наилучшего закрепления пройденного материаJIа. Используемые в этrх цеJIях
интерактивные

обучающие

занятия!

входящие

в

состав

программного

обеспечения

<<Технология и физика), работающие по принципу "повтори-усвой-молернизируй",
позвоJuIет дать обучающимся представление о робототехнике, как о науке, передать
теоретические знания проектировании, моделировании, конструировании.

Обобщающая лекция-практикум демонстрирует учащимся результаты

систематизации собственных знаний, достижений, проблем.

Рассказ-показ
осуществlIяется
с
применением
нагJIядных
пособий
(видеоматериалов. презентаций).
Учебная беседа применяется, когда у участников есть уже предварительные
знания и на этом можно организовать обмен мнениями. Учебный материал совместно
перерабатывается в ходе беседы.
обобщающая беседа используется, чтобы систематизировать, уточнить и
расширить опыт детей, поrryченный в процессе их деятельности, наблюдений,
экскурсий.
.Щебаты- формальный метод ведения спора, учит взаимодействовать друг с
другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону.
Выявить собственную точку зрения, рассмотреть разные аспекты изучаемой
проблемы позвоJuIют дискуссия, мозговой шryрм.
Самоgгоятельная работа (основа - познавательная деятельность,
осуществJUIемЕIя при отсутствии непосредственного постоянного контроJlя со стороны
педагога)
Самостоятельная работа осуществJulется в таких формах, как:
Групповое самообучение
или иIryю
обучающиеся выполняют
самостоятеJьную рабоry и составJIяют письменные сообщения по ее результатам;
объясняют друг друry какой-то вопрос, защищают целесообразность своего проекта,
ведут дискуссии по пово,ry конструкторских особенностей своей модели в процессе
нахождения оптимального гryти решениJI поставлено задачи.

-

ту

Профессиональные пробы.
Участие в конкурсах, фестивалях, слетах и соревнованиJIх. .Щанные формы
стимулируют и активизируют деятельность обучающrтхся, развивают их творческие
способности и формируют дух состязательности.
Основные методы обучения
В образовательной программе используются методы обl"rения, которые
обеспечивают продуктивное научно-техническое образование.
Использование совокупности методов, представленных в данной
классификациИ, позвоJlяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать)
образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с
поставленной в программе целью.
когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира - это,
прежде всего, методы исследований в различных науках - методы сравнения,
анализа, синтеза, классификации.

Метод эвриСтическиХ вопросоВ предполагает дIя отыскания сведений о

каком-либО событиИ или объекте задаватЬ следующие семь кJIючевьfх вопросов: Кто?
Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется дJlя сравнения рarзных версий моделей

обучающихся с созданными аналог{rми.
метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать и
конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением
4

заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и другие особенности
объекта. т.е. добывают новую информацию и конструируют новые знания.
метод фаrсгов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют обучающиеся.
от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск факгов, отличие их от не
фактов, что B{DKHo д,lя июкенера-робототехника.
Метод конструирования понятий начинается с актуаJIизации уже имеющихся
представлений обучающrтхся. Сопоставляя и обсуждая детские представления о
понятии!

педагог

помогает

их

достроить

до

некоторых

культурных

Результатом выступает коллективный творческий продукт -

сформулированное определение понятия.

форм.

совместно

Метод прогнозирования применяется к реrrльному или планируемому
процессу. Сгrустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью. Проводится
обсуждение резуJIьтатов, делalются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного отношения
к ошибкам, замеЕу его на конструктивное использование ошибок. Ошибка
рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил,
новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым.
Креативные методы об)лrения ориентированы на создание обучаrощимися
личного образовательного продукта совершенного робота, гryтем проб. ошибок,
накопленных знаний и поиском оптимltльного решенияпроблемы.
Метод <<Ес.rrи бы...>> предполагает составить описание того. что произойдет,
если в автоматизированной системе что-либо изменится.
<<Мозговой штурм)) ставит основной задачей сбор как можно большего числа
идеЙ в результате освобождения участников обсухцения от инерции мышления и
стереотипов.
Метод планировация предполагtlют планирование образовательной
деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую рабоry.
Метод контроля в научно-техническом обучении: образовательный продукт
юного консlруктора и программиста оценивается по степени отличия от заданного.
т.е. чем больше оптим{lльных консlрукторских идей выдумывtlют обучающиеся, тем
выше оценка про.пуюивности его образования.

-

Метол

рефлексии

помогают

учащимся

форму.lплровать

способы

своей

деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты.
что приводит к осознаЕному образовательному процессу.
Метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный и
качественный характер, отрirжают полноту достижения обучающимся цели.
Срок освоения программы.
Нормативный срок освоения программы -l год в объеме 102 час.
режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия 45 минуг.

5

1.2 .

I(ель и задачи программы

Щель программы: привлечение внимания одаренных детей к сфере высоких технологий
и инновационной деятельности; популяризация научно-технического творчества и
робототехники; формирование компетенций в области технического производства с
применением робототехнических систем;

программы:
лuчносtпные:

2.2. Задачи

-

формирование человека, готового к творческой деятельности в любой области;
- воспитllние дисциплинированности, ответственности, самоорганизации,
- формирование умения работать в команде;
- воспитание }ъФкения к чужому мнению и труду;
- формирование чувства коллективизма и взммопомощи;
- воспитание чувства патриотизма граждzlнственности, гордости за достижения
отечественной науки и техники.

-

ПреDмеппые:

-

формировать знаний обучшощихся об истории развития отечественной и мировой
техники, ее создателях, о различньD( Iiаправлениях изучения робототехники,
элекгроники, технологий искусственного интеллекта, компьютерньD( технологий;
изrrать принципы работы робототехнических элементов, состояние и перспеюивы
робототехники в настоящее время;
формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат;
обуrать владению технической терминологией. технической грамотности;
формировать умение пользоваться технической литератlрой;
формировать целостную нау{ную картиЕу мира;
из}пiать приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и систем
упр{вления, машинного обrrения, технических устройств и объектов упрaвления.
Меtпапреdмеtпньtе :
рiввитие интереса к техническим знаниям;
развитие у обучающихся технического мышления, изобретательности, образного,
пространственного и критического мышления;
формирование уrебной мотивации и мотивации к творческому поиску;
рiIзвитие воли, терпения, самоконтроJlя, внимtшия, памяти, фантазии;

-

развитие

-

-

-

-

способности

осознанно

ставить

перед

собой

конкретные

задаtм,

разбивать их на отдельные этtшы и добиваться их вьшолнения;

- стимулировtlние познавательной активности обучающихся посредством
вкJIючения их в различные виды конкурсной деятельности.

6

1.3. Содержанlле программы
учебно - тематический план

Название раздела, темы

аттестацпи
Всего

)

Вводное занятие. Инструктаж по
2
ТБ в кабинетеИзучение деталей констр}ттора.
Robotics. Введение в
4
терминологию.
Контроллер ROBOTICS ТХТ
2

4

Сборка модели Вентилятор

1

2

5

6

]
8

Сборка модели Светофор лля
пешеходов
Сборка модели Регулятор
температуры
Сборка модели Поворотная
K€lMepa

Сборка

модели

(DopMa

количество всего

кРобот

автомобиль>

Теория

Праrсгика

,,

2

2

2

2

l

1

_)

l

2

J

1

2

4

2

2

6

2

4

Сборка модели кСледопыт>

6

2.

1

l0

Сборка модели кРобот разведчик>

10

2

8

10

2

8

16

4

12

Создание собственньlх проектов

з4

10

24

ИТоГо:

l02

JJ

б9

12
1з

Сборка модели кРобот
футболист>
и
програl\{мирование
Сборка
модели кПоворотный кран>

разде"туrтеме

Опрос

9

l1

по

выполнение
кейса
с
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели

Проект, защита
екта

1

Содержание учебrrо-тематического

плдна

Тема 1. Вводное занятие. Инструrсгаж по ТБ в кабинете.
Практика: Опрос
Контроль: Опрос
Тема 2. Рычажпые весы
Практика: консlруирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задaшие
Тема 3. Передшеприводная и заднеприводная машинка.
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос. тест. кейсовое задание
тема 4. Гоночный автомобиль
Практика: конструировtlние моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 5. Сборка модели робота Clawbot
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 6. Сборка модели робота Recbot
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос. тест, кейсовое задание
Тема 7. Сборка модеJIи робота SerTebot
Практика: констр}.ировiшие моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 8. Сборка модеJIи робота Protobot &ТumЬlеr
Практика: конструировilние моделей.
Контроль: Опрос. тест, кейсовое задание
Тема 9. Обзор платформы Ардуино
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание

Тема 10. Подключенпе платы к компьютеру, основы программироваЕия
Практика: констуrрование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 11. Управление светодиодом
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос. тест, кейсовое задание
Тема 12. Управление серводвигателем
Практика: конструировrlние моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема lЗ. Управление RGB светодиодом
Практика: констуирование моделей.
Контроль: Опрос, тест. кейсовое задание
тема 14. Работа с кнопкой
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос. тест. кейсовое задание
Тема l5. Схема светофора
Практика: констр}т.Iрование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 16. Работа с датчиками
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос. тест, кейсовое задание
8

Тема 17. Работа с датчиками
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 18. Создание собственных проектов
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, защита проекта.

9

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

Обуrающиеся, прошедшие весь курс прогрalIvrмы освоят кhаrd> и (soit) компетенции и
технологии в области констр}ирования и робототехники.
У обучающихся сформируются следующие умения и навыки на:
Личностном уровне сформируется:
- готовность к творческой деятельности в любой области;
- дисциплинированность, ответственность] саN,tоорганизация;
- умение работать в ком {де;
_ уважение к чужому мнению и труду;
- чувства коллективизма и взммопомощи;

- чувства па,триотизма, граяцi!нственности! гордости за достижепия отечественной
науки и техники.
На п р еdме tпном с ф орм uру ю пся :
- знания об истории развития отечественной и мировой техники, ее создатеJuIх, о
различньD( направлениях изriения робототехники, элекгроники, технологий
искусственного интеллеюц компьютерных технологий;
- знания о принципах работы робототехнических элементов, состояние и
перспективы робототехники в настоящее время;
- ),N{ение ориентироваться на идеаJIьный конечньй результат;
- владение технической терминологией, технической грzlмотности;
- умение пользоваться технической литературой;
- будуг знать приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и систем
управления, машинного обучения, технических устройств и объектов упрtlвления.
На меtпапреdмеmном уров не сформuруюmся :
- интерес к техническим знаниям;
- развитое техническое мышление, изобретательности, образного,
прострalпственного и критического мышления;
- мотивация к уlебной деятельности и мотивация к творческому поиску;
- воля, терпения, сiltirоконтроля, внимания. памяти, фантазии;
- умение осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на
отдельные этilпы и добиваться их вьшолнения.

-

Также обуlшощиеся, освоившие программу должItы знатъ и р{еть:

и

оборудованием,
правила безопасного пользования инструмента}rи
организовывать рабочее место и соблюдать технику безопасности;
- оборулование и инстр},N{енты, используемые в области робототехники;
- основные принципы работы с робототехЕическими элемеЕтами;
- основные нiшрtвления развития робототехники;
- основные сферы применения робототехники, мехатоники и электроники;

-

принципы работы мехшrизмов и их применение;
разрабатывать простейшие робототехяические конструкции;
разбивать задачи на подзадачи;
проводить мозговой шцрм;
применять логическое и аналитическое мышление при решении задач,

10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий:
график

2.1 . Календарный учебный

Основные характеристики образования
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность кalникул

лъ

l.

2

J

I{ифровые показатели

з4

С
С

.Щата начала учебного периода
.Щата окончания учебного периода

.+,

5.

1.06 по 31.08
31.12 по 8.01

01-09.2020
з l .05.202

1

2.2 . Условия реализации программы
Материально-технические усJIовия реализации программы

наименование
спецпализированных
аудиторий, кабинетов,
лабораторий

Наименованпе оборудованных учебных
кабинетов, объектов для проведения
практических занятий с перечнем основного
оборудоваппя
Учебная аудитория дJIя проведения лекционных и
практических занягий, оснащеннаJl мебелью на l 5
посадочных мест.
Оборудование:

Учебная аудитория для
проведения лекционных и
практических занятий

-

-

компьютер;
ноутбук - 10 шт.;
мышка дJuI ноlтбука (проводная) - 2 шт.;
Robotics Advanced - 5 шт.
Интеракгивная пшrель- 4 шт

полноценной реализации програl\rмы необходимо:
создать условия для разработки проеюов;
обеспечить удобньм местом дlя индивидуальной и групповой работы;
обеспечить обуrающихся аппаратными и программными средстваJrlи.

.Щ.lrя

А

п п

ар аmн

о

bt

е сре

d с tпв а

:

Компьютер, ocHoBHmI конфигlрация современного компьютера обеспечивает
обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение и звук,
. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объекгами - клавиатура и мышь.
. Устройства для презентации: экран.
о Выход в глобальную сеть Интернет.
Проzраммные среdсmва:
). Операционнaцсистема.
11

2.
З.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Интегрированное офисное приложение. вкJIючающее текстовый редактор,
электронные таблицы и средства разработки презентаций.
2.3,

Формы аттестации по итогдм реаJIизацпи программы.
Формы проверки результатов:

- предварительный метод (анкетирование, диагностика, набlrюдение, опрос).

текущий метод (наблюдение, ведение таблицы результатов);
тематический метод (билеты, тесты);
- итоговый метод (соревнования).
Индивидуальная устная/письменная проверка; фронтальный опрос, беседа;
межгрупповые соревнования; проведение промеж}точного и итогового тестирования,
коЕтрольные упрФкнения и тестовые задания,
Формы контроля (традиционные): выполнение кейсовых заданий, соревновalния,
открытые занятия, олимпиады, выставки.
При изуrении <Робототехника и проектирование ) итоги подводятся в ходе процесса
обучения. Изучение каждого раздела заканчивается конструированием по теме, из
которого видна степень усвоения материала. В качестве подведения итогов
освобождаются несколько последних занятий для проектноЙ работы. Слушате.пям
предлагается сzlI\rостоятельно выбрать тему проектов с открьпым решением, с помощью
преподаватеJIя разработать и построить проекты.
-

12

3. Список литературы

Список литературы для обучающихся
Предко М. l23 эксперимента по робототехнике. - НТ Пресс, 2007г.
2. Филиппов С. Уроки робототехники. Конструкция. .Щвижение. Управление.
Лаборатория зншrий, 20l 7г.
3. Филиппов С.А. Робототехника д]я детей и родителей. - СПб,: Наука,, 20lЗ. 3l9 с.
lSBN 978-5_02-0з8-200_8
l.

-

Список литературы для педагога
Образовательная робототехника в уlебной деятельности
обl"rающихся начапьной школы. - Че.пябинск, 20l4г.
2. Мирошина Т. Ф, Образовательнztя робототехника на )1роках информатики и
Взг.пяд, 20l1г.
физике в средней школе: уrебно-методическое пособие.
- Чеrrябинск:
3. Перфильева Л. П. Образовательная робототехника
во внеурочной уrебной

l. Власова О.С.

деятельности: уrебно-методическое.

l
2

http://roboforum.ru/
http://robotics.ru/

3

htt;l :,t,/techvesti.t,ul

4

http://appliedrobotics.rul
http://Wiki.amperka.rul

5

-

Челябинск: Взгляд. 201 l г.

Интернет - ресурсы

1з


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».