Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 5-6 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ (СРЕДЕЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА .}lЪЗ ИМЕНИ
Т.К.МАЛЬБАХОВА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК>

Принято
Педагогическим советом
Протокол J\Ъ У

ф>

?/

Утверждено

МКоУ сош

flиректор
Ns3 им.Т.К.Мальбахова

z,о2?rод

'

г.п.Терек

р. Т,Кодзокова

,,$1Э/_zорl|

,Lr443|/3r'П

.Щополнительная

общеобразовательная

общеразвIlвающая программа техническоЙ
направленности
"Робототехника
Уровень

и проектированиеll
программы

- стартовыи

возраст обучающихся: обучающиеся 5-б классов,
Срок освоения программы: l год,
Составитель программы:
Оразаев Рустам Казбекович,
педагог дополнительного образования,

г. Терек,2020г.

Структура

дополнитеJIьцой общеобразовательной общеразвивающей
программы техяической направленности
" Робототехника и проектирование "
1

.1

.
.
.
о

.Пояснштельпая заппска (общая характеристика программы):

наПраВленностЬпрогрtll\rМы
актуаJIьностьпрогрulммы
адресат прогрil tмы
объем программы
о формы реzrлизации прогрaммы и виды занятий
. срок освоения прогрilммы
. режим занятий
1.2. Щель и задачи прогрsммы
1. 3. Содерясапие программь!

о

учебно-тематическийплшl
содержаниеучебно-тематическогоплана
1.4 Планируемые результаты освоеЕия программы
2. Комплекс оDганизационно-педагогических чсловий:
2.1 . Календарный учебный график
2.2. Условия реализации програJ\rмы
2.3. Формы аттестации по итогаN.{ реализации програNrмы.
3. Сппсок лrтгеDатчDы:
о для обучающихся
для педzгога
4.Приложения
о Рабочие программы для групп.

о

.

2

l.Комплекс основных хаDактеопстик дополнительной об щеобDазовательной
обшеDазвива ю еи пDогDаммы:

1.1. Пояснительнаязапискд
Направленносгь программы - техническая

Робототехника - область науки и техники, ориентированнfuI на создание роботов и
робототехнических систем, построенньrх на базе MexaTpoHHbIx модулей (информационносенсорн ых- исполнительньн и управляюurих),
Акryальность п практическая значимость данной програI4мы обусловлена тем,
что пол)ленные на занятиях знания стiшовятся для ребят необходимой теоретической и
практическоЙ основоЙ их дальнеЙшего }частия в техническом творчестве, выборе
булущей профессии, в определении жизненного п}ти. Овладев же навыкаN{и творчества
сегодня, они, в да:Iьнейшем, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых
делах. !анная прогрЕlN{ма помогает раскрыть творческиЙ потенциал обучаощегося,
определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружаlющем мире,
способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Содержание данной програNrмы построено таким образом, что обучающиеся под
руководством педагога смогуг не только создавать роботов посредством конструктора
кСТЕМ Лаборатория>. следуя предлагаемым пошaговым инструкциям, но и, проводя
эксперименты, узнавать новое об окружtlющем их мире. Полуlенное знание служит при
этом и доказательством истинности (или ложности) вьцвин)льIх юными
экспериментаторами тех или иньIх теоретических предположений, поскольку именно в
ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.
Отличптельные особенности программы
Программа основана на принципiж развивaющего обучения, способствует
повышению качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и
усилению мотивации к обучению. Модули (СТЕМ Лаборатория> способствуют изучению
ocнoBzlМ информационньж технологий и материа!тьного производства, устанавливая
взммосвязи между идеями и под(одаN4и, которые применяются при выполнении заданий,
представленных на видеокJIипах и фотографиях. демонстрирующих реально
используемые технологии. .Щля реализации програI\4мы в кабинете имеются модули набора
(СТЕМ Лаборатория>, ресурсные наборы, базовые детали, компьютеры.
Образовательная программа является программой <базового> уровня и
предполагает постепенный переход на прогрilмму (продвинугого) }?овня.
Адресат программы
Программа ориентирована на дополнительное образование обучаrощихся 5-6
классов, с наполняемостью в группах 10- 18 человек.
Объем программы
Объем программы 108 часов.
Форма реализдuии программы и виды занятий
Форма обучения- очнаJI.
ФормЫ реализациИ программы - инновационная форма реализации общеразвивающих
програNIм - технопарк.
Виды занятПй: беседа, расска]}, лекция, техническое соревноваIIие, экскурсия,
индивидуальнaШ защита проектов, творческая мастерская, творческий отчет,

Программой предусмотрено проведение комбинированных заяrгий; занятIлJI
состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени
занимает практическшI часть.

опора на различные виды деятельности, при реализации

опредеJlяюТ
особенностИ
содержаниЯ
образовательного процесса:

выбор

следующих

фор*

программы,
организации

3

Учебные занятия (основа - познавательнаrI деятельность).
Освоение обучающимися учебной информации происходит эффективно при
условии организации занятия теории совместно с лабораторным практикумом дJur
наилучшего закрепления пройденного материаJIа. Используемые в этих целях
интерактивные обучающие занятия, входящие в состав программного обеспечения
<<Технология и физика>. работающие по принципу "повтори-усвой-молернизируй",
позвоJIяет дать обучающимся представление о робототехнике, как о науке, передать
теоретические знания проектировании, моделировании, конс,груировании.

Обобщающая лекция-практикум демонстрирует учащимся результаты
систематизации собственных знаний, достижений, проблем.
Рассказ-показ
осуществJlяется с применением наглядных пособий
( видеоматериалов,
презентаций).
Учебная беседа применяется, когда у участников есть уже предварительные
знания и на этом моr(но организовать обмен мнениями. Учебный материал совместно
перерабатывается в ходе беседы.
Обобщающая беседа используется, чтобы систематизировать, уточнить и
расширить опыт детей, поrryченный в процессе их деятельности, наблюдений,
экскурсий.
flебатьь форма,тьный метод ведения спора, учит взаимодействовать друг с
другом, представJIяя определенные точки зрения, с целью убедить третью cTopo}ry.
Вьtявить собственную точку зрения, рассмотреть разные аспекты изучаемой
проблемы позвоJlяют дискуссия. мозговой шryрм.
Самостоятельная работа (основа - познавательнalя деятельность,
осуществляемшI при отсутствии непосредственного постоянного контроJlя со стороны
педагога)
Самостоятельная

работа осуществJIяется в таких формах, как:

-

Групповое самообученпе
обучающиеся выполняют ту или и}ryю
самостоятельЕую рабоry и составJIяют письменные сообщения по ее результатам;

объясняют друг друry какой-то вопрос, защищают целесообразность своего проекта,
ведут дискуссии по поводу консlрукторских особенностей своей модели в процессе
нахождения оптимального rryти решения поставлено задачи.
Профессиональвые пробы.
Участие в конкурсах, фестивалях, слет,rх и соревнованиях. .Щанные формы
стимулируют и активизируют деятельность обучающихся, ра:}вивают их творческие
способности и формируют дух состязательности.
Основные методы обучения
в образовательной программе используются методы обучения, которые
обеспечивают продуктивное научно-техническое образование.
Использование совокупности методов, представленных в данной
классификациИ, позвоJlяеТ наиболее точно охарактеризовать (проанализировать)
образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с
поставленной в программе целью.
когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира - это,
прежде всего, методы исследований в различных науках - методы сравнения,
анализа, синтеза, классификации.
Метод эвристических вопросов предполагает дJUl отыскания сведений о
каком-либО событиИ или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов: Кто?
Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?
Метод сравнения применяется дJUl сравнения разных версий моделей
обучающихся с созданными анiUIогами.
Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать и
конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с по,ц/чением
4

заданноЙ педагогом информации многие обучающиеся видят и другие особенности
объекта, т.е. добывriют новую информацию и конструируют новые знания.
метод факгов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют обучающиеся,
от того, что они ryмают. Таким образом, происходит поиск фактов, отличие их от не
фактов, что важно дJIя инженера-робототехника.
Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже имеющихся
представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские представления о
по}tятии, педагог помогает достроить их до некоторых культурньrх форм.
Результатом выступает ко,:rлективный творческий продукт
совместно
сформулированное определение понятия.
Метод прогнозирования применяется к реаJIьному или планируемому
процессу. Сгryстя заданное время прогноз сравнивается с реальностью. ПровОдитСя
обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного отношения
к ошибкам,
Ошибка
заме}fу его на конструктивное
использование
ошибок.
из
правил,
как
источЕик
противоречий,
исключений
рассматривается
феноменов,
новьгх знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым.
Креативные методы обучения ориеIIтированы на создание обучающимися
личного образовательного продукта совершенного робота, rryтем проб, ошибок,
накопленных знаний и поиском оптимального решенияпроблемы.
Метод <<Если бы...>> предполагает составить описание того, что произойдет,
если в автоматизированной системе что-либо измеЕится.
<<Мозговой штурм) ставит основной задачей сбор как можно большего числа
илей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и
стереотипов.
Метод планирования предполагают планирование образовательной
деятеJьности на определенный период - занятие. неделю, тему. творческую рабоry.
Метод контроля в научно-техническом обучении: образовательный продукт
юного конструктора и программиста оценивается по степени отличия от заданного,
т.е. чем больше оптимаJIьньIх конструкторских идей выдумывают обучающиеся. тем
выше оценка продуктивности его образования.
Метод рефлексии помогzlют учащимся формулировать способы своей
деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и поJryченные результаты.
что приводит к осознанному образовательному процессу.
метод самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный и
качественный харакгер, оlрaDкarют полноту достижения обучающимся цели.

-

-

Срок освоения программы.

Нормативный срок освоения программы -1 год в объеме l02 часа.
режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия 45 минуг,

5

1.2 . Щель и задачи

программы

Щель программы: лривлечение внимtlния одаренных детей к сфере высоких технологий
и инновационной деятельности; попуJIяризация научно-технического творчества и
робототехники; формирование компетенций в области технического производства с
применением робототехнических систем;

проrраммы:
лuчносtпные:

2.2 Задачи

-

формирование человека, готового к творческой деятельности в любой области;

-

ВОСПИТаНИе ДИСЦИПЛИНИРОВаНнОСТи,

-

ОтветСТВеННОСТИ,

СаI\4ООРГаНИЗаЦИИ;

формирование умения работать в команде;
- воспитtlние уважеfiия к чужому мнению и труду;
- формирование чувства коллективизма и взммопомощи;
- воспитiшие чувства патриотизмa граждalнственности, гордости за достижения
отечественной науки и техники.
Преdмеtпные:
- формировать знаний обучающихся об истории рЕввития отечественной и мировой
техники, ее создатеJIях, о различньD( направлениях изучения робототехники,
электроники, технологий искусственного интеJIлекта, компьютерньD( технологий;
изу{ать
принципы работы робототехнических элементов, состояние и перспективы
робототехники в настоящее время;
- формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат;
- обучать владениютехнической терминологией, технической грамотности;
формировать умение пользоваться технической литерат}?ой;
- формировать целостную научную картину мира;
- из}чать приемы и технологии разработки простейшrх а"lгоритмов и систем
управления, машинного обуrения, технических устройств и объектов упрilвления.

-

-

-

Мепапреlмеtпньtе:

развитие интереса к техническим знаниям;
развитие у обr{ающихся технического мышления, изобретательности, образного,
просlранственIlого и критического мышления;
формирование учебной мотивации и мотивации к творческому поиску;
развитие воли] терпения, caN{oKoHTpoJUl, внимilния, памяти, фантазии;
развитие способности осозЕанно ставить перед собой конкретные задачи,
разбивать их на отдельные этапы и добиваться их вьшолнения;
стимулировirние познавательной zжтивности обуrающихся посредством
вкJIючения их в различные виды конкурсной деятельности.

6

Содержание программы
учебно - темятический план
1.З.

количество всего

Название раздеJIа, темы

l
2"

).

4
5

6
7
8

9

Всего

Вводное зtlнятие. Инструктаж по
2
ТБ в кабинете.
Изучение дета.ltей конструктора.
Robotics. Введение в
4
терминологию.
Контроллер ROBOTICS ТХТ
2
2

Сборка модели Светофор лля
пешеходов
Сборка модели Регулятор
температуры
Сборка модели Поворотнм
Kal,repa

модели

Опрос

2

выполнение
кейса

2.

2

<Робот

автомобиль>

Сборка модели <Обнаружитель

препятствии))

2.

I

2

2

|,

2

4

2

2

6

2

4

6

2

4

l0

Сборка молели кОбнаружитель
препятствии с камерой>

12

1

lJ

ll

Сборка модели <Следопьп>

8

2.

6

|2

Сборка модели кРобот разведчик>

8

2

6

8

2

6

t]

2

6

Создание собственньrх проектов

28

8

20

ИТоГо:

l02

з0

11

1з

14

15

Сборка модели кРобот
футболист>
Сборка модели кРобот футболист с управлением
движением)

IIо

разделу,теме

2

I

Сборка модели Вентилятор

Сборка

Пракгика

Теория

Форма
аттестации

Оп
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
модели
Опрос, тест
моде,{и

Опрос,
модели
Опрос,
модели
Опрос,
модели
Опрос,
модели

тест
тест
тест

тест

Опрос, тест
модели
Проект, защита

7

Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Вводное занятие. Ивструкгаж по ТБ в кабинете.
Практика: Опрос
Контроль: Опрос
Тема 2. Изучение деталей конструктора. Robotics. Введенпе в терминологию.
Практика: конструирование моделей.
Концlоль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 3. Контроллер ROBOTICS ТХТ
Практика: конструировalние моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 4. Сборка модели Вентилятор
Практика: констр}ировrlние моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 5. Сборка модели Светофор лля пешеходов
Практика: констуирован ие моделей.
Кон,троль: Опрос, тест, кейсовое задаЕие
Тема 6. Сборка модели Реryлятор темпераryры
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 7. Сборка модеJIи Поворотная камера
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 8. Сборка модели <Робот автомобиль>
Практика: констр}.ирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 9. Сборка модеJIи <Обнаружитель препятствии)
Практика: коцстрlирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Темд 10. Сборка модели <<Обнаружитель препятствии с камерой))
Практика: констр}ировzlние моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 11. Сборка модели <<Следопыт>>
Практика: конструировalние моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 12. Сборка модели <Робот разведчик>
Практика: констрlирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задiшие
Тема 13. Сборка модели <<Робот футболист>
Практика: конструирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задiu{ие
Тема 14. Сборка модели <Робот -футболист с управлением движением))
Практи ка: констуировilние моделей.
Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание
Тема 15. Созданпе собственных проектов
Практика: констр}.ирование моделей.
Контроль: Опрос, тест, защита проекта.

8

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

Обуrаrощиеся, прошедшие весь курс прогрtlммы освоят (hаrd) и (soft> компетенции и
технологии в области конструировtlния и робототехники.
У обуrаощихся сформируются следующие умения и навыки на:
Личностном )ровне сформируется:
- готовЕость к творческой деятельности в любой области;
- дисциплинированность, ответственность, саý{оорганизация;
- }ъ{ение работать в комfiце;
- уважение к чужому мнению и 1руду;

-

чувства коллективизма и взaммопомощи;
чувства патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной
науки и техники.
На пр edMe mном с форм uру ю mся :
- знatния об истории развития отечественноЙ и мировоЙ техники, ее создатеJIях, о
различньD( нiшравлениях изr{ения робототехники, электроники, технологий
искусственного интеллектц компьютерньtх технологий;
знilния
о принципах работьi робототехнических элементов, состояние и
перспективы робототехники в настоящее время;
- умение ориентироваться на идеальный конечный результат;
- владение технической терминологией, технической грilI\rотности;
- умение пользоваться технической литературой;
- будг знать приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и сйстем
упрiiвления, мilшинного обуrения, техническI[х устройств и объектов управления.
На меmапреlмеmном уровне сформuруюtпся :
- интерес к техническим знаниям;
- развитое техническое мышление, изобретательности, образного,
прострirнственного и критического мышления;
мотивация к уrебной деятельности и мотивация к творческому поиску;
- воля, терпения, сztI\rоконтроля, внимания, памяти, фантазии;
- р{ение осознtшно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на
отдельные этапы и добиваться их выполнения.

-

Также обучаюшиеся, освоившие прогрillt{му должны знать и р{еть:

безопасного

пользования

инструIlrентами и

оборудовшlием,

-

прiвила

-

принципы работы механизмов и их применение;
разрабатывать простеЙшие робототехнические констр)кции;
разбивать задачи на подзадачи;
проводить мозговой шryрм;
применять логическое и анzlлитическое мышление при решении задач.

оргttнизовывать рабочее место и соблюдать технику безопасности;
- оборудование и инстументы, используемые в области робототехники,
- основные принципы работы с робототехническими элементitми;
- основные направления развитияробототех}tики;
- основные сферы применения робототехники, мехатроники и электоники;

-

9

2.

Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1 . Календарпый учебный график

Основные характеристики образования
Количество уrебньrх недель
Количество уrебных дней
Продолжительность каникул

Nr
l

2
3.

I{ифровые показатели

з4
54

С

1.06 по 31.08

С 31.12 по 8.0l

l

1

).

учебного периода
.Щата окончания учебного периода
.Щата начала

0l .09.2020
з 1.05.2021

Ус;lовия реаJIизации программы
Материально-технические ус"ловия реализации программы
2.2 .

наименование
специализированных
аудиторий, кабинетов,
лабо]rаторий

Наименование оборудованных учебных
кабинетов, объектов для проведения
практических занятий с перечнем основного
оборудования
Учебная аудитория для проведения лекционных и
практических занятий, оснащеннм мебелью на l 5
посадочных мест.
Оборудование:

Учебная аудитория для
проведения лекционных и
праIсгических занятий

-

-

компьютер;
ноугбук - l0 шт.;
мышка для ноубука (проводная) - 2 шт.;
Robotics Advanced - 5 шr.
Интерактивная панель- 1 шт

полноценной реализации програ}rмы необходимо:
создать условия для разработки проектов;
обеспечить Удобньп.r местом для индивидуальной и групповой работы;
обеспечить обучающихся аппаратными и прогр€lммными средствill,rи.

.Щля

Аппараmные среdспва:
о Компьютер; основнм конфигурачия современного компьютера обеспечивает
обучаемому мультимедиа-возможности : видеоизображение и звук,
о Устройства дlя руrного ввода текстовой информачии и мtшипулиров,шия
экранньши объекгами - клавиатура и мышь.
. Устойства дJIя презентации: экран.
о Выход в глоба,rьную сеть Интернет.
10

Проzроммные среdспва:

l.

2.
3.

ОперационнаJIсистема.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Интегрировzlнное офисное припожение, вкJIючающее текстовый
электронные таблицы и средства разработки презентаций.
2.З. Формы аттестации по итогам реализации программы.

редarктор,

(Dормы проверки результатов:
- предварительный метод (анкетирование, диагностика, набrподение, опрос).
- текущий метод (наблюдение, ведение таблицы результатов);
- тематический метод (билеты, тесты);
- итоговый метод (соревнования).
Индивидуальнм устная/письменнм проверка; фронтальный опрос, беседа;
межгрупловь]е соревнования; проведение промеж}точного и итогового тестировапия,

контрольные упражнения и тестовые задания.
Формы контроля (традиционные): выполнение кейсовьrх заданий, соревнования,
открытые занятия! олимпиады, выстalвки.
При изуrении кРобототехника и проектировilние ) итоги подводятся в ходе процесса
обучения. Изучение каждого раздела заканчивается конструироваIrием по теме, из
которого видна степень усвоеI я материЕIла. В качестве подведения итогов
освобождаются несколько последних зzlнятий для проектной работы. Слушателям
предлагается сЕlI\,rостоятельно выбрать тему проектов с открытым решением, с помощью
преподаватеJIя разработать и построить проекты.

11

3.

Список литературы

Список литературы для обучающихся
Предко М. l23 эксперимента по робототехнике. - НТ Пресс. 2007г.
2. Филиппов С. Уроки робототехники. Конструкчия. .Щвижение, Управление. Лаборатория знаний, 20l 7г,
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.: Наlкц. 20l3. 3l9 с.
1.

lSBN 978-5-02_038_200_8

Список литературы для педагога
1. Власова О.С. Образовательнм робототехника в уrебной деятельности
обуlшощихся начаTьной школы. - Челябинск, 20l4г.
2. Мирошина Т. Ф. ОбразовательнfuI робототехника на 1роках информатики и
физике в средней школе: уrебно-методическое пособие.

Челябинск: Взгляд,
робототехника во внеурочной

3. Перфильева Л. П. Образовательн.ц
Чеrrябинск: Взгляд, 20l 1 г.
деятельности: уrебно-методическое.

-

l
2
3

4
5

httр://rоЬоfоrum.ru/
httр://rоЬоtiсs.ru/
http://techvesti.ru/
http://aopliedrobotics.rul
http://Wiki.amperka.rul

2011г.

rrебной

Интернет - ресурсы

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».