Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ФГОС)

Описание образовательной программы

Описание адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МКОУ СОШ № 3 ИМ. Т.К. Мальбахова г.п. Терек

Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП ООО обучающихся с ЗПР) - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АОП ООО обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР.

Структура АОП ООО обучающихся с задержкой психического развития.

Структура АОП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР МКОУ СОШ №3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ООО.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего

образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся

с ЗПР;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей

области;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;

программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП ООО.

АОП ООО (ЗПР) определяет содержание и организацию образовательной деятельности основного общего образования детей с задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации обучающихся с задержкой психического развития в образовательной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья

обучающихся с задержкой психического развития.

АОП ООО (ЗПР) рассчитана на 5-летний срок (5-9 класс) освоения АОП ООО (ЗПР) адресована:

обучающимся с задержкой психического развития и родителям :

для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Организации по достижению каждым обучающимся с задержкой психического развития образовательных результатов; для определения ответственности за достижение результатов образовательной деятельности организации, родителей и обучающихся с задержкой психического развития и возможностей для взаимодействия;

учителям для определения целей, задач, содержания и планируемых результатов образовательной деятельности; для определения ответственности за качество образования;

администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам образовательной деятельности; в качестве ориентира для создания условий по освоению обучающими образовательных программ; для контроля качества образования; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, администрации, педагогических работников и других участников);

учредителю и общественности с целью объективности оценивания образовательных результатов Организации в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности Организации.

АОП ООО (ЗПР) разработана с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с задержкой психического развития, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

Цель реализации АОП ООО (ЗПР) :

АОП ООО (ЗПР) направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АОП ООО (ЗПР) предусматривает решение следующих основных задач:

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником основной школы целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с задержкой психического развития младшего школьного возраста, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; развитие личности обучающегося с задержкой психического развития в ее

индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления им трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, его успешной социальной адаптации и интеграции;

достижение планируемых результатов освоения АОП ООО обучающимися с задержкой психического развития; создание коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих обучающемуся с задержкой психического развития максимальное развитие личности, удовлетворение особых образовательных потребностей, сохранение и поддержание его физического и психического здоровья, профилактику и при необходимости коррекцию вторичных нарушений, адаптацию к новым социальным условиям;Хочу такой сайт

выявление и развитие способностей обучающихся с задержкой психического развития, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности; участие обучающихся с задержкой психического развития, их родителей (законных

представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

использование в образовательном процессе современных образовательных

технологий деятельностного типа; технологий образования обучающихся с задержкой психического развития, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

предоставление обучающимся с задержкой психического развития воз - можности накопления опыта самостоятельности и активности в реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности; включение обучающихся с задержкой психического развития в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды .

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после

выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего

преемственность между дошкольным и школьным этапами;

получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП ООО, характерны следующие специфические образовательные потребности:

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений

и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения

уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых

обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,

направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного

общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение

социальных контактов;

обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения

(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Для обучающегося 9 класса содержание АОП основного общего образования разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и представлено рабочими программами учебных предметов, курсов.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно- познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Описание адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575792 Директор/Заведующий Кодзокова Рита Темболатовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:00:24 (скачать) (посмотреть)
АООП с зпр- вар 7.2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 504707717602515670935380417862998762092077159040 Директор/Заведующий Кодзокова Рита Темболатовна Дата подписания документа 28.09.2023 18:11:09 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».